Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Командирская единичка

Вопрос связи между танками встал практически сразу после их появления на поле боя. Первыми некое подобие связи в виде семафора создали англичане, но прижился совсем другой тип - сигнальные флажки. Вместе с тем, флажки могли давать какую-то информацию в ограниченном виде, поэтому возникла вполне логичная идея установить в танк радиостанцию. В этом направлении всех опередили французы, создав специальный радийный танк Renault FT TSF(télégraphie sans fil). В виду наличия радиостанции вооружения у этого танка не имелось, зато установили довольно большую рубку. По концепции генерала Эстьена, в каждом танковом батальоне предполагалось иметь по 6 таких танков. В дальнейшем французы отказались от подобной концепции, хот нет-нет, но штабные версии танков ими создавались. Зато появилась идея оснащать радиостанциями полноценные танки. Первым таким танком стал Renault NC-3, позже известный как Char D1. По сравнению с более ранним Renault NC у этой боевой машины экипаж вырос до 3 человек, причем третьим стал радист, сидевший в корпусе. Французы были явно не в курсе, что их идею уже начали реализовывать немцы.

Про то, что немцы снова стали заниматься танками, никто не знал, ведь это им было запрещено по Версальскому договору. Между тем, немецкие средние и легкие танки, которые разрабатывали во второй половине 20-х годов, планировались поголовно оснащать радиостанциями. Подобно французам, радиста немцы разместили в корпусе, при этом они первыми ввели поручневые антенны. Они также размещались на корпусе, что оказалось не совсем удачным решением. Советским и японским танкам, на которых также применялись поручневые антенны, их поставили на башни. Имелась и еще одна особенность, о которой часто забывают те, кто сравнивают советские и немецкие танки. Дело в том, что на немецких танках ставился только приемник, то есть типовой немецкий танк всё слышал, но сказать ничего не мог. Только с 1938 года появился вариант Fu 5, который оснащался еще и передатчиком. Да и дистанция работы этих радиостанция была невысокой. Так что вопрос коммуникации всё равно оставался довольно острым. Одним словом, идея Renault FT TSF и английского командирского танка на базе Medium Tank Mk.II немцами оказалась взята на вооружение.

La.S., первый немецкий легкий танк, выпускавшийся крупной серией, изначально предполагался трехместным, причем третьим, как у Char D, планировался радист. По ряду причин трехместный танк сделать не удалось, поэтому функцию радиста возложили на командира. Кроме того, танки оснащались радиостанциями Fu 2, работавшими только на приём. По этой причине L.Tr.Kp №38 переделали в командирский танк, сильно напоминавший по концепции командирскую машину на базе Medium Tank Mk.II. Башню, вместе с подбашенной коробкой, с него сняли, поставив взамен рубку, внутри которой разместили комплект радиостанций. Получился мобильный командный пост, с которого обеспечивалось взаимодействие танкового подразделения. Идею признали удачной, поэтому в марте 1934 года началось обсуждение командирских машин на базе La.S. Более известны они как Kleiner Panzerbefehlswagen. Это был первый массовый немецкий командирский танк.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckaia-kopeika-kak-komandirskii-tank-60f802ef97e0ae3369c81a01

Другие статьи по немецким легким танкам:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Krupp
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развития
Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось
История появления Kleintraktor, превратившегося в La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper), прямого предшественника легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.A
История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.A, первой по-настоящему массовой боевой машины Вермахта
История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, появившегося поздновато, но вполне повоевавшего
История легких танков l.K.A. и l.K.B., с которыми Krupp пытался выйти на экспортный рынок
Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug
Pz.Kpfw.I Ausf.A в Китае
История немецких легких танков Pz.Kpfw.II Ausf.D
Экранировка для Pz.Kpfw.II
Танки-штурмовики для генерала фон Браухича
Tags: pzkpfw i
Subscribe

  • "Роботам слава!"

    На территории соседней страны, несмотря на упадок производства военной техники, продолжают придумывать новые образцы. Получается по-разному,…

  • Штрафная лошадь и активные штыки

    Порой документы, которые довольно широко представлены на ресурсе "Память Народа", приводят в некоторое недоумение. Переписка, которая велась в…

  • Парадный хайтек для военных

    Помимо чисто военной техники, на международном военно-техническом форуме "Армия-2021" хватало и гражданской техники. Без нее обычно никуда, другой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments