Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Резервные тягачи для легкой советской артиллерии

Вопрос механической тяги артиллерии во время Второй мировой войны, как и до нее, стоял очень остро. В полной мере это касалось и Красной Армии, которая была вынуждена использовать технику преимущественно гражданского происхождения. Справедливости ради, выпускавшиеся тогда легковые и грузовые автомобили, имевшие американское происхождение, были вполне удачными. По крайней мере, как армейские машины они вполне могли использоваться. Между тем, с грузовыми машинами дела обстояли уже не очень хорошо. К началу войны что ЗИС-5, что ГАЗ-АА порядком устарели. Самое главное, что требования к армейским автомобилям, прежде всего грузовым, росли. Касалось это и проходимости. Еще одним важным моментом было то, что постепенно росла боевая масса артиллерийских систем, которые таскали за грузовиками.

Естественно, о необходимости специализированных артиллерийских тягачей в Красной Армии задумывались. И не просто задумывались: в качестве типового тягача противотанковой артиллерии применялся "Комсомолец", производившийся на заводе №37 в Москве. Для перевозки дивизионной артиллерии использовался быстроходный трактор СТЗ-5, выпускавшийся с 1937 года. Вместе с тем, к тому же СТЗ-5 хватало претензий, да и полностью тягачи механизировать артиллерию не могли. Не те объёмы. Поэтому использовалась либо конная тяга, либо грузовики. О возможностях тех же "полуторок" военные были прекрасно осведомлены, но поговорка "лучше плохо ехать, чем хорошо идти" оказалась актуальной. Кроме того, с конца 30-х годов начались работы по созданию потенциальной замены ГАЗ-АА. При этом ГАЗ-63, полноприводной вариант, вполне тянул и на роль средства мехтяги как минимум противотанковой артиллерии.

Начало Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность встретила в запущенном состоянии. Иначе не скажешь о том, чем закончились работы по машинам нового поколения. На начало войны ни одна из них не была запущена в серию. Полноприводные ГАЗ-61, ГАЗ-63, ЗИС-32 и ЗИС-36, а также полугусеничный ЗИС-22М, существовали только как опытные машины. Кое-как в июле 1941 года начался выпуск ГАЗ-61-73. Тогда же, в июле 1941 года, срочно приняли на вооружение артиллерийский тягач ГАЗ-61-416. Другой вопрос, что принять на вооружение и запустить в серию - это две большие разницы. Вместо срочного запуска ГАЗ-61-416 в серию военные зачем-то начали его "полировать". Такое впечатление, что на фронтовые сводки в ГАУ КА вообще не смотрели. Вместе с тем, производители орудий ждать полировщиков фонариков явно не собирались. Одним словом, возникла ситуация, когда пришлось срочно проверять альтернативные варианты мехтяги. Выбор оказался небогат - ГАЗ-АА, а также новый автомобиль-разведчик ГАЗ-64, который собирались запускать в серию на ГАЗ им. Молотова.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/rezervnyi-variant-dlia-tiaganiia-divizionnoi-artillerii-6143905b3584626eafe8fbfd

Другие статьи по советским колесным и полугусеничным машинам, а также машинам на их базе:
Состояние советской автомобильной промышленности и производства артиллерийских тягачей к началу Великой Отечественной войны
Из истории создания ГАЗ-64
Грустная история полноприводного автомобиля-разведчика АР-НАТИ, который забраковали как плохой артиллерийский тягач
Мехтяга для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК
История артиллерийского тягача ГАЗ-61-416, которому 23 июля исполнилось 80 лет со дня принятия на вооружение
Из истории создания БТР-40
Повышение проходимости грузовых автомобилей ГАЗ-АА путем внедрения внедорожных шин
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33
Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-22М, успешно прошедший испытания, но не успевший на конвейер
История полноприводного грузового автомобиля ЗИС-36, который так и не стал серийным
Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ
Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода
Бронированный грузовик Ижорского завода ПБ на шасси ЗИС-5
Tags: ГАЗ-64, архивное, гаубицы, грузовики, противотанковая артиллерия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "А он есть!"

    То самое будущее, о котором нам столько твердят писатели-фантасты, постепенно наступает. Конечно, до огромных боевых человекоподобных роботов нам еще…

  • Японоджип на препарировании

    Когда начинается спор, кто первым придумал джип, где-то слышатся ехидные звуки на японском. Дело в том, что еще в 1935 году был создан легкий…

  • Полноприводной "Захар с условной серией

    В наследство от русской автомобильной промышленности советский автопром получил, скажем так, немногое. Постепенно умирающий "Руссо-Балт", отверточное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments