Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Английский универсал с советским тюнингом

Есть довольно распространенное заблуждение насчет того, что танкетки изжили себя еще к середине 30-х годов. Во-первых, некоторые страны, например, Япония, продолжали выпускать такие боевые машины и во Вторую мировую войну. Во-вторых, многие начисто забывают одну простую истину. Танкетка была многоцелевой машиной, а ее исходная концепция - это пулеметовоз. Причем первые модели танкеток Carden-Loyd даже не имели защитных колпаков для командира-пулеметчика и механика-водителя. Ну а дальше... а дальше классическая английская танкетка переродилась в машину, которую порой называют бронетранспортером. На самом деле это изначально пулеметовоз, который имеет еще несколько мест позади (и у нашей Т-27 тоже порой были сзади сидушки). Исходя из этого, самый массовый в истории образец бронетанковой техники - это танкетка. Разумеется, речь идет об Universal Carrier. За всё время выпустили 113 тысяч машин этого семейства, что примерно соответствует выпуску Medium Tank M4 и Т-34, вместе взятых.

Universal Carrier (поначалу Bren Carrier), создавался многоцелевой машиной. Помимо функции пулеметовоза (3-местный Bren Carrier No.2 Mk.I), он использовался как машина-разведчик (Scout Carrier), а также как транспортер. Именно как БТР его называть было довольно сложно. Сзади, конечно, имелась возможность разместить десант из 4 человек (а по факту набиться могло и больше), но для этих целей машина всё же оказалась маловата. Далее всё зависело то того, как машины использовались в частях. Не стоит забывать и о специфичных модификациях вроде истребителя танков с 2-фунтовой противотанковой пушкой. А еще были случаи, когда машину применяли не совсем по назначению, причем сами же англичане. В таких условиях неудивительно, что в других странах, куда поставлялись Universal Carrier, их также применяли нестандартно.

1 октября исполнилось 80 лет окончанию Московской конференции представителей СССР, США и Англии по вопросам взаимных военных поставок. Эта конференция стала финалом в запуске программы поставок в СССР бронетанковой техники. В числе поставлявшихся образцов оказался и Universal Carrier. Как раз вчера исполнилось 80 лет с прибытия конвоя PQ-1, который доставил первую партию английских боевых машин. Всего с 1941 по 1945 годы в СССР поступило 2003 машины данного семейства, включая и американские БТР T16. Машины, именовавшиеся как "бронетранспортер MK-I" и "бронетранспортер Брен", были как английского, так и канадского производства. Применялись они обычно как бронетранспортеры-разведчики, причем постепенно, по ходу эксплуатации, английское вооружение заменяли на отечественное. Впрочем, есть и еще одна, менее известная страница истории этой машины в Красной Армии. Ее пытались приспособить под использование как тягач дивизионной и, прежде всего, противотанковой артиллерии.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/angliiskii-pulemetovoz-kak-sovetskii-arttiagach-615936bb5aefa64eafb32d0e
Tags: universal carrier, противотанковая артиллерия, тягачи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "А он есть!"

    То самое будущее, о котором нам столько твердят писатели-фантасты, постепенно наступает. Конечно, до огромных боевых человекоподобных роботов нам еще…

  • Японоджип на препарировании

    Когда начинается спор, кто первым придумал джип, где-то слышатся ехидные звуки на японском. Дело в том, что еще в 1935 году был создан легкий…

  • Полноприводной "Захар с условной серией

    В наследство от русской автомобильной промышленности советский автопром получил, скажем так, немногое. Постепенно умирающий "Руссо-Балт", отверточное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment