Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Легкий чех по-шведски

Шведские военные не особо мучились в вопросе того, как именно обеспечивать свою армию новыми образцами вооружения и военной техники. Особенно это касалось танков. К моменту, когда Швеция созрела для создания собственных танковых частей, начинать надо было с нуля. Даже для шведской промышленности, которая была наиболее мощной в регионе, задача создания танка являлась непростой. Поэтому шведы поступили наиболее правильно: они полулегально купили в Германии 10 шасси легких танков LK-II, а далее их дособрали уже у себя. То есть Strv m/21, так этот танк стал именоваться далее, частично был шведским. В дальнейшем шведы продолжали придерживаться схожей политики. Разработчик танка совсем не обязательно мог быть шведом, но окончательная сборка машин всё же проводилась в Швеции. При этом шведских военных не смущало, что Landsverk, например, был под контролем немецкой G.H.H. Главное, что по итогам продукция Landsverk всё равно шла и в шведскую армию.

Столь же прагматичный подход у шведов оставался и далее. В KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) прекрасно были в курсе, на кого реально работали и Landsverk, и Bofors. А еще там хорошо умели считать деньги. Нейтральный статус не позволял шведской королевской армии особо шиковать, а уж в случае с танками тем более. И шведский парламент было трудно убедить, что ситуация в Европе накаляется. Посему когда армии выделили хоть какие-то деньги, там начали хорошо так считать. И тут выяснилось, что Landsverk L-120, малый танк-разведчик, как-то дороговат. Тогда шведы начали искать альтернативу и нашли ее довольно быстро. В Чехословакии. KAAD отправил туда комиссию, куда вошли капитан Эрик Гиллнер, майор Йёста Братт, подполковник Андерс Бергквист, капитан Хельг Юнг и капитан Фале Бурман. Там быстро нашелся общий язык с ČKD, предложившей танкетку Praga AH-IV. Благодаря гибкой политике ČKD и готовности организовать выпуск ее в Швеции (а также наличия партнера в виде Ackumulator AB Jungner) чехословацкое объединение сняло основную прибыль с заказа шведской армии. AH-IV-Sv запустили в серию как Strv m/37, это был самый массовый шведский танк на начало войны. И это стало только началом.

Еще в ходе демонстрации танкетки Praga AH-IV руководство ČKD решило развить успех, предложив шведской делегации чего-то более крупное. А именно легкий танк Praga TNH. Также ČKD стала зондировать почву с точки зрения среднего танка, предоставив в 1937 году информацию по танку V-8-H. А еще в переписке KATF (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning, Департамент вооружений Королевской армии, так структура стала именоваться с 1937 года) стал фигурировать 8-тонный чехословацкий танк. По совпадению, как раз тогда ČKD получила мотор Scania-Vabis 1664. Шведы его дали не просто так, да и тот самый танк, который позже станет LT vz.38, изначально именовался Praga TNH-S. Впервые он появился в переписке в апреле 1937 года. Шведы всё же закупили 15 Lsndsverk L-60-S, они же Strv m/38, но про TNH-S отнюдь не забыли. Ну а для ČKD потенциальный танк для Швеции стал палочкой-выручалочкой. Когда вдруг понадобился потенциальный сменщик LT vz.35, уже имелся готовый проект. Дальнейшим развитием темы всё равно стал танк для Швеции. Одним словом, появление будущего Strv m/41 стало совсем не случайным.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-shved-s-bogemskoi-rodoslovnoi-61606282e626962050e3b04c

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массового шведского танка на начало Второй мировой войны
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией
Landverk L-60, первый танк с торсионной подвеской, ставший одновременно и первым шведским экспортным танком
История создания Landsverk L-60 S, опытных образцов танка для шведской армии, а также всех их метаморфоз
Удивительная история Landsverk L-60-S Nr.62, который неоднократно переделывали в различные боевые машины
Легкий танк Strv m/38, первый из серийных танков семейства Landsverk L-60
История легкого шведского танка Strv m/39, второй по счету серийной модели Landsverk L-60 для шведской армии
Landsverk L-62, она же Landsverk ANTI, зенитная самоходная артиллерийская установка, ставшая серийной, но не в шведской армии
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10
Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием
Шведское танкостроение в период с 20-х по конец 40-х годов
Tags: pzkpfw 38(t), шведские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модульно-снегоходное

    Раз уж у нас тут вовсю зима, то пора бы и про сани. На международном военно-техническом форуме "Армия-2021" зимние средства передвижения, разумеется,…

  • Телевизор-убийца

    Первые легкие гусеничные САУ в США появились еще в годы Первой мировой войны. В то время шла борьба между Front Drive Motor Company Джона Уолтера…

  • Крутая тачка

    В межвоенный период научная мысль била ключом. Порой гаечным, по самому темечку. Особенно это касается англичан, там порой творилось такое, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments