Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Полноприводной "Захар с условной серией

В наследство от русской автомобильной промышленности советский автопром получил, скажем так, немногое. Постепенно умирающий "Руссо-Балт", отверточное производство грузовиков FIAT 15 Ter, ну и во многом это всё. Говорить о том, что всё пришлось начинать с нуля, конечно, будет неправильно, поскольку что такое АМО Ф-15, понять несложно. Тем не менее, постепенно был выбран путь ориентации на автомобили американского производства. С учетом того, что самым массовым 3-тонным грузовиком РИА был White TAD, причем последний стал родоначальником автомобильной разработки в Ярославле, путь уже опробованный. Так в 1930 году на конвейере АМО образовалась модель АМО-2, поначалу отверточная сборка 1,5-тонного грузовика Autocar Dispatch SA. Правда, у нас эта модель сразу стала именоваться 2,5-тонной. Так начиналась история знаменитого "Захара".

Выбор продукции старейшего американского производителя грузовиков оказался очень правильным. Выносливый, оснащенный 6-цилиндровым мотором Hercules WXB грузовик предназначался для тяжелых работ. То, что надо для наших дорог. Еще больше оценили его наши военные. Эта машина вполне могла использоваться как тягач дивизионной артиллерии. Далее АМО-2 быстро эволюционировал сначала в АМО-3, а затем в ЗИС-5. Более мощный мотор поднял грузоподъемность до 3 тонн. При этом шли работы по повышению проходимости машины. Занимались данным вопросом специалисты НАТИ (Научный Автотракторный Институт, ныне НАМИ). Первое, серийное направление стало самым простым. Речь идет о трехосной версии машины, получившей обозначение сначала АМО-3-НАТИ, а затем ЗИС-6. Она стала крупносерийной, помимо базового грузовика, она служила основой для целого семейства спецмашин. Вторым, менее простым путем, стала полугусеничная версия. Разработка НАТИ-ВЗ шла с 1934 года, по итогам получился начала ЗИС-22, а затем он превратился в ЗИС-22М (ЗИС-42). Наконец, во второй половине 30-х годов НАТИ занялся полноприводной машиной.

Первым полноприводным грузовиком на базе ЗИС стал НАТИ-К1. В 1937 году был изготовлен опытный образец, основой для которого послужил ЗИС-6. Опыт создания машины оказался частично успешным: за счет появления передней ведущей оси проходимость машины выросла, особенно на сложных грунтах. Вместе с тем, выявилась проблема, характерная для 3-осных машин - чрезмерная масса. Мотор остался тем же, а это означало снижение удельной мощности. Логичным развитием идеи стало появление в 1938 году двухосного грузовика с полным приводом - НАТИ-К2 (НАТИ-ЗИС-К2). В отличие от НАТИ-К1, чья судьба оказалась несчастливой, у его двухосного собрата путь оказался более успешным. Детище А.Н. Островцева превратилось в ЗИС-32, который не только приняли на вооружение Красной Армии, но еще и успели изготовить небольшую серию.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/polnoprivodnoi-zahar-s-nedolgoi-seriei-6165cfa5eaf2705a7804b6ae

Другие статьи по советским колесным и полугусеничным машинам, а также машинам на их базе:
Состояние советской автомобильной промышленности и производства артиллерийских тягачей к началу Великой Отечественной войны
Из истории создания ГАЗ-64
Грустная история полноприводного автомобиля-разведчика АР-НАТИ, который забраковали как плохой артиллерийский тягач
Использование ГАЗ-АА и ГАЗ-64 как тягачей дивизионной и противотанковой артиллерии
Мехтяга для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК
История артиллерийского тягача ГАЗ-61-416, которому 23 июля исполнилось 80 лет со дня принятия на вооружение
Из истории создания БТР-40
Повышение проходимости грузовых автомобилей ГАЗ-АА путем внедрения внедорожных шин
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33
Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-22М, успешно прошедший испытания, но не успевший на конвейер
История полноприводного грузового автомобиля ЗИС-36, который так и не стал серийным
Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ
Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода
Бронированный грузовик Ижорского завода ПБ на шасси ЗИС-5
Tags: грузовики, тягачи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модульно-снегоходное

    Раз уж у нас тут вовсю зима, то пора бы и про сани. На международном военно-техническом форуме "Армия-2021" зимние средства передвижения, разумеется,…

  • Телевизор-убийца

    Первые легкие гусеничные САУ в США появились еще в годы Первой мировой войны. В то время шла борьба между Front Drive Motor Company Джона Уолтера…

  • Крутая тачка

    В межвоенный период научная мысль била ключом. Порой гаечным, по самому темечку. Особенно это касается англичан, там порой творилось такое, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments