Category:

Как FIAT Universal Carrier выпиливал

В межвоенный период английская танковая промышленность находилась в сложном положении, особенно это касалось конца 20-х - первой половины 30-х годов. Разгон EMF и резкое сокращение заказов английской армии сильно ударило по Vickers-Armstogs. Это не помешало английскому оружейному гиганту выплыть из крайне сложного положения, взяв курс на зарубежные заказы. Результатом стала крайне забавная ситуация, когда при минимуме активности у себя на родине английское танкостроение всё равно находилось в авангарде. Во-первых, особо больше брать было не у кого, ибо французы вообще расслабились, а в США имелся разве что эксцентричный изобретатель со скверным характером и гоночными танками. По итогу всё равно самые интересные технические решения были у англичан. Кто-то тихо у англичан идеи подрезал (причем, в основном, уважаемые гранды танкостроения), а кто-то по-деловому договорился. Либо купил единичную машину, либо сразу партию, плюс лицензию.

Среди тех, кто вел себя честно и купил лицензию, оказалась Италия. Надо сказать, что итальянцы вообще не сильно комплексовали по поводу оригинальности исходной идеи. Их излюбленной тактикой было получение исходника для разработки, а затем доведение конструкции до совершенства. Сначала они так получили FIAT 3000, ставший лучшим клоном Renault FT, а затем приобрели танкетку Carden-Loyd Mk.VI. Сначала запустив ее серийное производство, вскоре итальянцы создали CV 33, одну из лучших танкеток. Из CV 33 потом выросли итальянские средние танки, а после и легкий Carro Armato L 6. При этом итальянцы продолжали внимательно следить за происходящим в мире. Если не получалось банально купить нужное, тогда шло уже нелицензионное копирование, да и то, всё равно получалось по-своему.

Так исторически сложилось, что в ходе Второй мировой войны главными противниками итальянской армии стали англичане. Те самые, которые в Первую мировую войну являлись союзниками итальянцев. Дополнительную пикантность происходящему придавало то, что и итальянские танки во многом были английского происхождения. Более того, в ходе боевых действий итальянцы продолжали внимательно изучать английские боевые машины и создавать их аналоги. Одной из тех машин, которые впечатлили итальянских военных, стал пулеметовоз-БТР Universal Carrier. Прямое развитие танкетки, эта многоцелевая машина отличалась простотой, удачной конструкцией и массовостью. В 1941 году итальянцы захватили некоторое количество Universal Carrier, а в мае того же года была запущена программа разработки аналога. Точнее, аналогов, поскольку тут случился, неожиданно для итальянцев, конкурс. Одним из участников конкурса оказался FIAT, предложивший своё прочтение английской машины - Camionette Cingolate С.V.P.4., более известна она как Cingoletta 43.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/universal-carrier-poitalianski-616e8f3cfad3d54fa1a4cc65

Другие статьи по итальянской бронетехнике:
История создания Carro Armato Ansaldo da 9 T, самого странного итальянского среднего танка, разработанного англичанами из William Foster and Co. Ltd
История легкого танка Ansaldo 5 T (Carro d’Assalto Mod.36), прямого предшественника Carro Armato L 6
История злоключений Carro Armato L 6, единственного итальянского танка, который попал на советско-германский фронт
Semovente da 47/32 su scafo L 3, попытка создать истребитель танков на шасси малого танка Carro Armato L 3