Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Шерман с советской головой

Модернизация боевой машины в ходе производства является вполне нормальным явлением в мировом танкостроении. Поначалу столь ярко выраженной формы она не имела, но уже в 20-е годы появилась тенденция к тому, что вместо принципиально нового танка появлялись его модернизации. Первым таким танком в советском танкостроении стал МС-1. Между первой и четвертой серией уже была существенная разница, и это при том, что часть планов по улучшению характеристик реализовывать не стали. Причиной стало то, что машина уже существенно устарела и как перспективная платформа перестала удовлетворять военных. В полной мере увидеть шаги по модернизации советских танков можно в случае с преемником МС-1 - легким танком сопровождения Т-26. Изначально он был двухбашенным и с пушечно-пулеметным вооружением. Первая крупная модернизация случилась в 1933 году, а к концу производства это уже была существенно отличавшаяся от прародителя машина. Похожие процессы можно было видеть и в мировом танкостроении того периода.

Наиболее ярко модернизация танков проявилась в годы Второй мировой войны. Особенно это касалось немцев, американцев и англичан. Да и у нас можно легко вспомнить Т-34-85 и ИС-2. У немцев же средние танки развивались наиболее существенно. Откровенно говоря, причины такого развития были примерно теми же, что и в случае с Т-26. У нас Т-26 производился долгое время, поскольку несколько раз сменщика этого танка не получалось. Кроме того, очень быстро росли требования к танку. Поэтому тем же немцам пришлось производить Pz.Kpfw.III гораздо дольше, чем они планировали. В результате пришлось существенно повышать характеристики танка, причем не только за счет новых модифицикаций, но и модернизации ранее выпущенных машин. В этом плане немцы стали наиболее известными любителями апгрейдов во время войны, но отнюдь не единственными. На их лаврами посмеиваются англичане, чьи Cromwell, Churchill и Sherman перевооружались едва ли не в больших масштабах. Очень похожие процессы наблюдались в Советском Союзе, но у нас это не вышло за рамки экспериментов. Так сложилось, что нашему танкостроению было проще построить новый танк, чем перевооружить старый. Хотя и такие примеры тоже имели место.

Одним из острых вопросов, постоянно всплывавшими в случае с поставлявшимися Советскому Союзу танками, было вооружение. Особенно это касалось американских танков. Проблемы обеспечения боеприпасами привели к тому, что боевой дебют Light Tank M3 и Medium Tank M3 состоялся спустя более чем 4,5 месяца после их прибытия в Советский Союз. Еще раньше был поднят вопрос о перевооружении английских танков Matilda и Valentine. Основанием для этих работ стали те же самые перебои с боеприпасами. Далее работы в данном направлении затихли, но позже снарядный голод вылезал минимум еще один раз, и снова в случае с американцами. На сей раз речь касалась боеприпасов калибра 76 мм, это стало причиной существенной задержки боевого дебюта GMC M10. Наконец, в 1943 году остро обозначилась новая проблема - слабое вооружение. Это привело к тому, что англичане начали работы по перевооружению своих танков и САУ. К началу 1944 года очень похожие процессы, в инициативном порядке, происходили в ЦАКБ (Центральное Артиллерийское КБ). На свет появилось предложение, авторами которого являлись конструкторы А.С. Часовников и С.Д. Казарин. Среди танков, которые они предлагали перевооружить, был и американский M4A2.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/sovetskii-apgreid-dlia-amerikanskogo-tanka-61dd7d1273aec93007cb315f

Другие материалы по американским средним танкам:
История американского среднего танка Medium Tank M1921/T1, самого большого американского долгостроя межвоенного периода
Christie M1919 Medium Tank, первый в мире колесно-гусеничный танк, он же первый американский средний танк
История Christie M1921 Medium Tank, колесно-гусеничного танка, который стал причиной разлада отношений Кристи и американских военных
M1940 Christie Tank в Советском Союзе
Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы
История колесно-гусеничного танка Convertible Medium Tank T3E2, созданной производителем пожарной техники American LaFrance
Convertible Medium Tank T4/M1, самый массовый американский колесно-гусеничный танк
Американский опытный средний танк Medium Tank T5, прямой предшественник Medium Tank M2
История Medium Tank M2, первого серийного американского среднего танка на платформе Medium Tank T5
История Medium Tank M2A1, среднего танка, который планировали строить крупной серией, чего так и не случилось
К годовщине принятия на вооружение американской армии Medium Tank M3, которого на тот момент еще не существовало
Объективный взгляд на Medium Tank M3, который принято только ругать, хотя с ним далеко не всё однозначно
История Medium Tank M3A1, который выпускался крупной серией, но на фронт так и не попал
История Medium Tank M3A4, первого танка с мотором Chrysler A 57 Multibank
К 80-летию принятия на вооружение американского среднего танка Medium Tank T6 (M4)
Американский средний танк M4A2E8 в Красной Армии
История появления Medium Tank T20, первой попытки заменить Medium Tank M4
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T20E3
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1
Сварная башня E6194, изначально создававшаяся для Medium Tank T20, но испытывавшаяся на Medium Tank T23
К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T42
К 90-летию с начала испытаний Medium Tank T2
Convertible Medium Tank M1931, танк, который Кристи делал для американской армии, но купили его англичане
История Medium Tank M46, он же 90 mm Gun Tank M46, один из образцов которого ныне находится в парке "Патриот"
Tags: m4 medium tank, изобретение и рационализаторство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments