Category:

Драма с немецкими бронешляпами

Развитие каждой из танкостроительных школ шло по вполне определенному пути. Безусловно, были случаи, когда основную скрипку играли крупные промышленные компании (например, Landsverk в Швеции или Vickers в Англии), но обычно всё задавалось военными. Это вполне логично, ведь именно военные были главными заказчиками танков. Какая-то свобода появлялась только в случае, когда разработчик действовал самостоятельно и, прежде всего, на экспортный рынок. А так даже такой своенравный человек, как Джон Уолтер Кристи, всё равно отчасти действовал а некоторой зависимости от военных. В конце концов, даже на его абсолютно независимом танке всё равно прописалась стандартизированная орудийная установка. В большинстве же случаев работы по созданию танков и других видов военной техники шло под колпаком военных. Так что полная независимость была таковой обычно очень условной.


В полной мере это касалось и немецкого танкостроения. Еще в годы Первой мировой войны танки в немецкой армии находились под жестким контролем командования. Причем на этом поприще люди в пикельхаубе наломали дров. Итогом стало создание всего двух десятков железных капутов, которые, в виду малочисленности, особо ничего не решали. После окончания Первой мировой войны ситуация несколько изменилась. Разработчики танков получили чуть больше свободы, но на самом деле всё было совсем не так просто. В реальности структуры Heereswaffenamt очень жестко контролировали разработку. Поэтому когда кто-то говорит "танки Хеншеля", например, можете очень широко улыбаться. На самом деле там был очень жесткий контроль, порой советские танкостроители имели больше свободы. Это многое объясняет, особенно когда продвигались откровенно сомнительные идеи. У этих идей были имена и фамилии в структурах HWaA, прежде всего WaPrüf 6, ответственной за бронетанковую технику и моторизацию немецкой армии.

Жесткий контроль со стороны 6-го отдела Департамента Вооружений привел к тому, что немецкие танки, в большинстве своём, имели схожие компоновочные решения. С 1926 года существенное влияние на разработку танковых шасси имел Генрих Книпкамп. Этим во многом и объяснялось то, почему проекты разных фирм оказывались очень похожи с точки зрения общей компоновки. Между тем, не один только Книпкамп имел большое влияние на конструкцию танков. В 6-м отделе Департамента Вооружений хватало и других фигур, которые существенно влияли на конструкцию боевых машин. Это касалось и башен. Они были похожи друг на друга не просто так, причем в дальнейшем это самым негативным образом повлияло на боевые характеристики танков. Про это и пойдет сегодняшний разговор.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/broneshliapy-ponemecki-61d719a2031d8c08bb8c5adb

Другие статьи-культпросвет
Шведское танкостроение в период с 20-х по конец 40-х годов
Популярно о том, почему появление летом 1941 года малого танка Т-60 оказалось единственно верным решением
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Программа создания семейства самоходных артиллерийских установок, запущенная в Советском Союзе незадолго до начала Великой Отечественной войны
Рассказ о том, как французская пехота заказала себе легкий танк, и что из этого получилось
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/schetovodstvo-tankov-i-realii-leta-1941-goda-60d05621d12b14364af4813c
Рассказ о том, что такое основной танк, а также как он вообще появился
Состояние советской автомобильной промышленности и производства артиллерийских тягачей к началу Великой Отечественной войны
План Шелла как попытка оптимизации немецкой автомобильной промышленности, и что из этого получилось
История появления в советском танкостроении торсионной подвески, имевшей шведско-немецкие корни
Особенности системы танкового вооружения Красной Армии в межвоенный период, или почему не всегда масса определяет тип танка
Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось
К 90-летию создания КБ-3 ВОАО (Всесоюзное Орудийно-Арсенальное Объединение), в котором разработали БТ, Т-26 и Т-28
Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний
Как бой двух танков из состава 5-й танковой дивизии превратился в атаку советских 500-тонных танков
Активность шведского Департамента артиллерии королевской армии в 1930-31 годах, связанная с поиском оптимального танка
Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы
Почему после окончания Второй мировой войны почти исчезли истребители танков, самый многочисленный тип САУ в той войне
Почему английские военные не оценили Vickers Mk.E, один из важнейших танков межвоенного периода
Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте
К 75-летию создания Совета Военного Департамента по рассмотрению вооружений, более известного как «Совет Стилуэлла»
История о том, как развивались советские средние САУ в период с лета 1940 по весну 1943 года, и как вернулись примерно к тому же, с чего начинали
Попытки вооружения Т-34 орудиями калибра 85 мм, а также попытки установки в штатную башню Т-34-85 орудия калибра 100 мм
История появления двухскатной лобовой детали корпуса (щучьего носа) и всё, что с ней связано
Система английских обозначений бронетехники, введенных с 22 сентября 1941 года
Международный военно-технический форум "Армия-2021" как пример пересечения перспективных наработок и истории военной техники
Материал, приуроченный к 75-летию Дня Танкиста
Почему жалобы немецких военных на Генерала Грязь и Генерала Мороз являются лучшим доказательством немецкого бардака с точки зрения автотранспорта