Category:

Апогей танкового успеха Кристи

Если вы зададитесь вопросом, кто самый известный американский конструктор танков, то ответ будет очевиден. Джон Уолтер Кристи, остальных никто почти и не вспомнит. Ни Джозефа Колби, ни тем более Гарри Нокса, который по сути был главным визави Кристи, ни Гладеона Барнса, который хоть и отчасти являлся конструктором танков, но именно он определил развитие американских боевых машин. Вспоминают именно Кристи, хотя для него танки стали, по большому счету, проклятьем. Известность бывает разной, а Кристи было ее не занимать и до того, как он связался с гусеничными боевыми машинами. В начале XX века он уже стал успешным судостроителем, далее Кристи увлекся автомобилями. И какие это были автомобили! Переднеприводные гоночные монстры, которые оставили ничуть не меньший след в американском автоспорте, нежели танки Кристи в более поздний период. Затем были мотоблоки, выпускавшиеся сотнями штук, настоящий коммерческий успех. А потом путь талантливого инженера-изобретателя имела неосторожность пересечься с американскими военными. Скорее всего, Кристи проклял тот день, когда он с ними связался.

Итогом первого этапа сотрудничества, которое продолжалось до 1924 года, стала куча реализованных проектов самоходной артиллерии и танков. Самоходки у Кристи получались хорошие, но дорогие, в крупную серию они не попали. Гораздо хуже дела обстояли с танками. Christie M1919 Medium Tank, затем переделанный в Christie M1921 Medium Tank, стал главной причиной разрыва отношений между Кристи и Департаментом Вооружений. Что еще хуже, Кристи отказался от основного бизнеса, понадеявшись на военные заказы. В итоге еще к середине 20-х годов он оказался в сложном положении. Но тут уже сыграло упорство, достойное иного применения. В 1928 году на испытания вышел Convertible Medium Tank M1928, машина, взорвавшая мировое танкостроение. Танк, который ехал со скоростью спортивной машины. Вот только он взорвал еще и бюджет Кристи. Обошелся он его создателю в 382000 долларов США, на тот момент сумма чудовищная. Во многом этот танк стал причиной будущего финансового краха Кристи, но тогда казалось, что всё получится. На кону был контракт по выпуску 250 легких танков. В него Кристи и пытался влезть, как далее выяснилось, неудачно.

22 января 1931 состоялась первая публичная демонстрация Convertible Medium Tank M1931. Этот танк, в отличие от предшествующего Convertible Medium Tank M1928, был уже полноценной боевой машиной. В конце января 1931 года Convertible Medium Tank M1931 прибыл на Абердинский полигон. Предполагалось, что танк будут неделю тестировать на полигоне, после чего он отправится в Форт-Мид. Впрочем, испытания затянулись, поскольку танк оказался слишком "сырым". Это сыграло против Кристи, M1931 так и не купили, тем не менее, последовало продолжение работ. 25 марта 1931 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и американским Департаментом Вооружений был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Convertible Medium Tank M1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи машин. Из этого числа 3 танка уходили в пехоту, они получили индекс Convertible Medium Tank T3, а 4 - в кавалерию. Кавалерийские танки обозначили как Combat Car T1, то есть официально они числились броневиками.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/poslednii-krupnyi-uspeh-kristi-61dee27591d26e586618e73f

Другие статьи по американским средним танкам межвоенного периода:
История американского среднего танка Medium Tank M1921/T1, самого большого американского долгостроя межвоенного периода
К 90-летию с начала испытаний Medium Tank T2, попытки создать средний танк методом масштабирования
Christie M1919 Medium Tank, первый в мире колесно-гусеничный танк, он же первый американский средний танк
История Christie M1921 Medium Tank, колесно-гусеничного танка, который стал причиной разлада отношений Кристи и американских военных
M1940 Christie Tank в Советском Союзе
Convertible Medium Tank M1931, танк, который Кристи делал для американской армии, но купили его англичане
Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы
История колесно-гусеничного танка Convertible Medium Tank T3E2, созданной производителем пожарной техники American LaFrance
История колесно-гусеничного кавалерийского танка Combat Car T4, официально бронемашины
Convertible Medium Tank T4/M1, самый массовый американский колесно-гусеничный танк