Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Ижорский броневик родом из Выксы

Развитие советского танкостроения шло примерно в одном направлении с мировыми тенденциями. Касалось это самого раннего периода, причем сложилась довольно комичная ситуация. Вроде бы бронемашины строить проще, но полностью отечественных броневиков в период с 1914 по 1927 год было построено всего два с половиной десятка. Причины прозаичны - проблемы с автомобилестроением. При этом "Рено-русских", первых отечественных серийных танков, сдали 15 штук. Больше того, и в конце 20-х годов ситуация выглядела довольно интересно. Танков сопровождения МС-1 (Т-18) заказали в несколько раз больше, чем броневиков. И это при том, что бронемашины строить вроде бы проще. Дело не только в том, что броневиков банально нужно меньше (и их задачи попроще), но и отсутствии приличной базы. Только во второй половине 20-х годов шасси АМО-Ф-15 стало более-менее массовым, тогда и началась разработка бронемашины известной, как БА-27. В этом смысле подписанное 31 мая 1929 года соглашение о постройке в Нижнем Новгороде завода Ford стало важным событием.

С появлением Ford-A, который позже "локализовали" как ГАЗ-А, Красная Армия получала не только командирский автомобиль, но и базу для броневика-разведчика. Впрочем, поначалу речь шла о немного иной машине - аналоге американского "скаута", то есть машины-разведчика, почти без брони, но с двумя пулеметами, один из них зенитный. Далее появилось еще одно направление - броневик-разведчик, с броней, но без крыши и башни. В похожую машину позже эволюционировал американский "Скаут", став хорошо известным Scout Car M1/M2/M3. У нас же эти машины превратились в полностью закрытые броневики-разведчики Д-8/Д-12, ставшие первыми серийными бронемашинами Красной Армии. Правда, серия выглядела очень скромной - 50 машин в 1931 и 10 в 1932 годах.

Из трех направлений развития советских броневиков-разведчиков дольше всего развивался, казалось бы, самый логичный вариант. Речь идет о "классическом" бронеавтомобиле с вооружением в башне. Сказать, что он появился позже всех, будет неправильным. Опытный образец броневика А.В. Рожкова был готов в январе 1931 года, правда, выглядел он скорее концепцией, а не готовым изделием. Доводить машину должен был Н.И. Дыренков, но его совсем не радовала перспектива работать над конкурирующим изделием. В результате за него эту работу провел Ижорский завод. Так на свет появился ФАИ (Форд-А Ижорский), который, по факту почти не выпускался Ижорским заводом. ФАИ стал самым массовым советским броневиком середины 30-х годов, правда, ныне их почти не осталось. Один из этих бронеавтомобилей ныне можно увидеть на выставке "Моторы Войны". Речь идет об очень ранней бронемашине, выпущенной в 1933 году.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-iz-massovyh-sovetskih-legkih-bronevikov-62908f877faaea548e457d29

Другие статьи по советским колесным и полугусеничным бронемашинам, а также импровизированным боевым машинам на их базе.
Рассказ о Д-8, первом советском серийном легковом бронеавтомобиле, единственный образец которого ныне находится на выставке "Моторы Войны"
История бронеавтомобиля ЛБ-62, который имел все шансы стал единым броневиком-разведчиком Красной Армии, но война смешала все карты
Идея установки корпуса бронемашины БА-20, родившаяся осенью 1941 года в СССР, но реализованная немцами
Рассказ о легкой бронемашине-разведчике БА-64, находящейся на выставке "Моторы Войны"
Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода
Бронированный грузовик Ижорского завода ПБ на шасси ЗИС-5
Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ
Самоходный миномет на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА, созданный силами ЛОНИТОМАШ
История бронированного носителя 82-мм миномета, созданного на базе грузовика ГАЗ-АА силами ЛОНИТОМАШ
Tags: Моторы Войны, бронемашины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments