Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Самоходно-артиллерийский блицкриг - неизвестный русский проект 1917 г.

Оригинал взят у august_1914 в Самоходно-артиллерийский блицкриг - неизвестный русский проект 1917 г.
Доброго времени суток всем!

Не скучали вообще и по детищам сумрачного великорусского гения™ в частности?

А вот - из новейших находок:
некто Е.В. Кангро, проживавший в Петрограде на Обводном канале, 24 июля 1917 г. представил в Инженерный Комитет ГВТУ свой проект «самохода-батареи» и - развернутый план боевого применения этих машин в количестве.

Проект сам по себе не столь интересен, поскольку не разработан - дело ограничивается перечислением способностей «самоходов» и заверениями автора о создании им действующей модели (нет, не в масштабе 1:35).
А вот план... План - да, очень любопытен. С поправкой на его утопичность по меркам реалий Первой мировой войны и явное отсутствие у автора военного образования и опыта - пожалуй, даже веха.
В нём же раскрыты и тема «линии Мажино Сталина Зигфрида», и тактика взаимодействия родов войск.

Впрочем, судите сами - без дальнейших проволочек, вот:

«Каждый новый способ ведения войны с применением неизвестных противнику новых изобретений, поражает противника не столько своим идеальным техническим совершенством, сколько тем, что застает противника врасплох и лишает его возможности принять своевременно соответственные меры защиты. Как только противнику удается изучить новый способ и ознакомится со всеми преимуществами его, ему часто удается найти или изобрести более или менее действительные средства борьбы с ним.
Но в большинстве случаев противник старается копировать и применять способ нападающего против него-же, если время и нападающий этого дозволят.
Цель военного боевого флота в современной морской войне заключается в отыскании и уничтожении или всего вражеского боевого флота или как можно больше военных суден противника.
В современной морской войне об уничтожении личного состава вражеского флота совсем не заботятся, считая личный состав, после потери флота или судна, совершенно безвредным.
В борьбе с современным военным флотом побеждает не личная храбрость, а только хладнокровный разчет, совместно с доведенной до совершенства техникой.

Воин-моряк без флота – бессмыслица.
Кто в постройке и усовершенствовании флота успел опередить других, то остается обыкновенно победителем.
В сухопутной войне, напротив, принцип уничтожения как можно больше людей противников возведен в идеал и ради достижения этого идеала не брезгают применять даже подлейшие средства. Как в отдаленнейшие времена, так и теперь сухопутная война ведется не машинами-гигантами как во флоте, а все той же живой силой – армий с открытой ни чем не защищенной грудью. Но главный недостаток современной сухопутной войны кроется в необходимости для наступающей армии обращать свое главное внимание и силы на обеспечение прочной и беспрерывной связи с тылом-родиной т.е. содержать все пути сообщения в тылу армии и все подвозочные средства в образцовом порядке, охраняя их от нападения со стороны неприятеля. Без прочной связи со своим тылом-родиной немыслимо наступление современной армии во вражеской стране. Но наступление совершенно изолированной от своей базы-родины армии сделалось бы возможным, если в распоряжении ея находилась бы большое количество бронированных самоходов-батарей со всеми необходимыми запасами провианта и снаряжения для долговременного пребывания сравнительно большой армии во вражеской стране. Опираясь на такую передвигающуюся по вражеской стране эскадру, все необходимое к.т. топливо для двигателей, провиант для гарнизона и т.д. удалось-бы получить от населения на месте и следовательно содержать войну с помощью войны на счет врага, ослабляя его соответственно.

Война показала, что Германия сильна главным образом благодаря своей сильно развитой промышленности, которая в свою очередь только и дышет благодаря германской сильно развитой сети очень благоустроенных железных, шоссейных и водных путей сообщений. На образцовом порядке этих путей сообщений зиждется также и военная мощь германской империи (быстрая переброска войск и всего необходимого). Неисправное функционирование путей сообщении отозвалось-бы неблагоприятно на промышленности и на общем ходе военных действий и сделало-бы (при систематическом разрушении путей сообщения в тылу герм. армии) дальнейшее ведение войны невозможным.
Существующие типы бронированных автомобилей и грузовиков слишком слабы и малы, чтобы служить наступающему войску убежищем и защитою т.е. базою. Главный же их недостаток заключается в их полной бесполезности и беспомощности при отсутствии дорог, исключая последние типы английских аппаратов, которые при известных условиях довольно удачно передвигаются по твердой поверхности земли. Но и для них балота, реки, озера, гористые местности и т.п. недоступны. Сверх того решительно все существующие способы передвижения не дают возможности беспрерывного и безостановочного перехода с твердой почвы на балотистую или водную поверхность и совершенно не применимы для передвижения по бездорожью таких громадных тяжестей, как например предлагаемые мною самоходы-броненосцы, которые в самых больших экземплярах представлять будут очень значительный груз.

Построенная мною маленькая модель самоходной батареи доказывает, что самоходы могут передвигаться по какой угодно почве при полном отсутствии дорог, взбиратся и спускатся по не слишком крутым берегам рек и озер (до 35°), переплывать самостоятельно водные пространства, переправлятся через балота (при соблюдении известных условий), свободно брать препятствия в виде бревен, проволочных заграждений, невысоких каменных или земляных оград, канав (2/5 собственной длины аппарата) или окопов, сносить деревянные заборы, легкие строения и т.п. препятствия, при одновременной полной боевой готовности. Зимою самоходы могут идти по снегу, по льду или по замершей земле также хорошо, как летом по не замершей.
Если построить многочисленную эскадру таких бронированных самоходов-батарей и самоходов специального назначения с придачею к ней самоходов-ангаров для воздухоплавания со всеми приспособлениями и личным составом для немедленной починки поломок и порчи в пути, то с такой эскадрой современной сухопутной армии будет не под силу боротся т.е. случится то же что и в морской войне, где воин-моряк без флота не воин.

Главные центры промышленности, торговли и судостроения, все гавани военного и торгового флотов, Кильский канал, а также большинство годного для германских военных целей населения находятся в северной Германии, т.е. как раз в той неизменной части германской империи, которая тянется широкою полосою в несколько сот верст от России по берегам балтийского и северного морей вплоть до Франции. Вся эта часть составляет одну сплошную равнину и совершенно свободно доступно действию самоходов. Построить поперек такой широкой полосы действительно непреодолимую беспрерывную ленту укреплений с тяжелой артиллерией, которая была-бы в состоянии на каждой отдаленной точке этой ленты выдержать концентрированное действие минных атак и артиллерийского огня всей эскадры, на такую затею у германцев едва-ли хватит материала, людей и времени. Если-же линия укреплений не загородит всей ширины этой территории, ее всегда возможно будет обойти с тыла.
Разрушая и в тылу этих укреплений все дороги, такие укрепления совершенно не нужно будет атаковать, затрачивать зря снаряды и изнашивать пушки. Крепости, попадающиеся на пути эскадры также выгоднее не осаждать, а только окружить широким кольцом полнейшего бездорожья. Само собою разумеется, что на крупных самоходах-броненосцах должны быть установлены самые дальнобойные пушки, самых крупных калибров.

Самоходы могут оказать хорошую услугу и при береговой обороне, и при обходе неприятельских укреплений со стороны моря, так как всегда готовы сойти с берега в море при не слишком крутом спуске, проплыть вдоль берега или пройти по отмели нужное расстояние и опять взобратся на берег при одновременной полной боевой готовности.
Главной-же задачей эскадры будет помимо систематического разрушения неприятельских путей сообщений; уничтожение неприятельских заводов работающих на оборону, заводов судостроительных, доков, верфей, заводов воздухоплавательных и т.п. специальностей военной промышленности, и увод с уничтоженных заводов специалистов-работников трудно заменяемых в плен. Этим устранится возможность возрождения военной промышленности в Германии во время войны.
Немцы очень часто пользуются ядовитыми газами. Но самоходам газы не так уж опасны, так как самоходы снизу и со всех сторон совершенно закрыты и не проницаемы (искуственная вентиляция). Газовое-же облако стелится больше по поверхности земли, заполняя преимущественно окопы, канавы и т.п. низменности.
Не надо забывать, что выбор места и времени для атаки принадлежит исключительно Эскадре.
При наличности на каждом самоходе дальнобойной зенитной артиллерии, а при Эскадре воздухоплавательного флота с самоходами-ангарами, атаки вражеского воздухоплавательного флота не могут иметь большого значения.»

[РГВИА. Публикуется впервые]

К сожалению, в архиве более не нашлось никаких материалов Кангро. Но с оптимизмом добавлю: пока что.

Tags: архивное, русскiй стимпанкъ, сон разума
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Набивая руку"

    Имя Ричарда С. Шеррера не особо известно даже тем, кто более-менее знаком с историей мировой авиации. Между тем, фигура весьма примечательная.…

  • "В меру испорченности"

    Встречают, как известно, по одежке, а некоторые новости по заголовкам. Вот тут даже ничего особо придумывать не требовалось, а темы для шуток…

  • Марсианская настойчивость

    В минувший четверг одним роботом, ползающим по поверхности Марса, стало больше. На поверхность красной планеты совершил посадку марсоход…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments