Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Швейцарский истребитель танков чешского разлива

Из почти 80 находящихся в музеях и коллекциях истребителей танков Jagdpanzer 38(t) (или Hetzer, как их неверно называют), истинными Jagdpanzer 38(t) является всего дюжина (плюс несколько полуразобранных шасси). Остальные же в реальности являются швейцарскими самоходами. Стоит об этой истории рассказать поподробнее.

Итак, к концу войны на сборочных линиях Skoda оставалось около 150 Jagdpanzer 38(t). Как выяснилось из советских документов, уже тогда эти машины носили внутренний заводской индекс G-13. Предприимчивые чехи предлагали G-13 советскому командованию, но там от предложения отказались. Свято место пусто не бывает - самоходками заинтересовались швейцарцы. Похожую по характеристикам самоходную установку Nahkampfkanone II они в это время как раз доводили до стадии опытного образца. Что в итоге получится, до конца было непонятно, а тут гораздо более легкая самоходка, с такой же по эффективности пушкой, да к тому же уже в товарных количествах. Правда, с поставками получилась загвоздка, поскольку чешское правительство не сразу согласилось на сделку. В итоге в декабре 1946 года были поставлены первые 8 G-13. Далее последовала основная партия из 100 самоходов, поступившая в 1947 году. Крайняя партия из 50 G-13 прибыла в 1949-50 годах. В швейцарской армии машины носили идентификационные номера с M+78000 по M+78157.

С самого начала G-13 отличались от Jagdpanzer 38(t) вооружением. Поскольку 75-мм пушек Pak 39 у Skoda не было в наличии, вместо них поставили 7,5 cm StuK 40 L/48, которые ставились на StuG 40. Позднее на 86 машин вместо бензиновых моторов поставили швейцарские дизельные двигатели Saurer CH2DRM. Последние G-13 сняли с вооружения швейцарской армии в 1973 году, при этом пережливые швейцарцы оставили машины на консервации. В итоге как минимум половина G-13 вполне дожила до наших дней. Ныне швейцарско-чешские самоходы в большинстве случаев изображают "типа Хетцеры". В нескольких местах, впрочем, у музейщиков есть совесть (или национальная гордость), поэтому там G-13 стоят в своем исходном вид. Одно из этих мест - Panzermuseum Thun. На примере стоящей там машины можно наглядно увидеть отличия швейцарской машины от чешского прародителя. Как говорится, остерегайтесь подделок.

Стоит отметить, что среди крупных музеев "оригинальный" jagdpanzer 38(t) сохранился в Кубинке, Arsenalen Museum (Швеция), Tank Museum Bovington (Великобритания), Panzermuseum Thun (Швейцария), Australian Armour and Artillery Museum, Cairns (Австралия), Fort Lee (США), Canadian Forces Base, Borden (Канада). Пара машин стоит в Польше, это битые, либо вытащенные из болот машины, требующие раставрации. Один Jagdpanzer 38(t) без вооружения стоит в Лещанах (Чехия). Пара Jagdpanzer 38(t) есть в частных коллекциях. Остальное - это закамуфлированные швейцарские самоходные установки.











Первое отличие G-13 от предшественника. 7.5 cm StuK 40 L/48, в отличие от 7.5 cm Pak 39, оснащалась дульным тормозом. Первым делом любители маскировать G-13 по Jagdpanzer 38(t) этот самый дульный тормоз спиливают или свинчивают.


На Jagpanzer 38(t) впереди стояла фара Notek, у G-13 фара автомобильного типа с хитрым штекером.


Еще одна фара стояла справа под замысловатым кожухом. У G-13 в Туне она не сохранилась, но кожух на месте.

Смотровой прибор у G-13 тоже другой - козырек, по бокам которого стоят крепежи для чехла. У Jagpanzer 38 (t) смотровой прибор сделан по типу Jagdpanzer IV.

В отличие от Jagdpanzer 38(t), у которого борта рубки голые, на G-13 много чего висит. С правой стороны у нее запасные траки и запасной каток.


Антенна радиостанции SE 202. На Jagdpanzer 38(t) ставилась радиостанция FuG 5, антенна тоже была другая.

По левому борту у G-13 крепления запасных траков и ящик ЗИП. Что же касается Jagdpanzer 38(t), то у нее по бортам лишь крючки для крепления тента.


Еще больше отличий в корме. У G-13 здесь стоит крепления полевого телефона с большой катушкой, совсем иная кормовая фара, другой глуши тель итд.





По ходовой части отличий почти нет, хотя траки показались чуть другими.

Вид сверху. Слева виден колпак, не характерный для Jagdpanzer 38(t).

Обвес G-13, вид сверху.




Tags: Франция-2015, немецкие истребители танков, фотообзоры, швейцарские танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments