Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Mittlerer Panzer 58

По целому ряду причин (в основном экономически) Швейцария долгое время имела на вооружении бронетанковую технику, закупавшуюся у других стран. Швейцария известна не только горами и банками, но и очень хорошим вооружением, причем не только стрелковым, тем не менее, собственных танков она не имела. Безусловно, попытки были (достаточно вспомнить Nahkampfkanone II), но дальше опытных образцов дело не доходило. Экономика четко говорила о том, что проще и дешевле покупать G-13 у Чехословакии и Centurion у Великобритании.
Ситуация изменилась в 50-х годах. Не секрет, что швейцарские фирмы (в особенности Oerlikon и Solothurn) активно сотрудничалис с немцами еще до Второй мировой войны. После войны сотрудничество продолжилось, в том числе и по танкостроительной тематике. В 1953 конгломерат немецких фирм Porsche KG (общее руководство и проектирование), Daimler-Benz (силовая установка), Zahnradfabrik AG of Friedrichshafen (ZF, трансмиссия) и Ruhrstahl (вооружение и башня) начали разработку проекта среднего танка для Индии. Танк 30-тонного класса получил индекс Indien-Panzer, производиться он должен был на мощностях индийской Tata. Участвовали в разработке Indien-Panzer и швейцарские фирмы. Документация на танк была готова в 1954 году, но заказчик его отверг. Нет, танк-то был достаточно неплохой, другое дело, что Tata не была способна осилить производство такой машины. Поразмыслив, индусы пошли по швейцарскому пути и банально заказали у англичан танки Centurion.
На этом история отнюдь не закончилась. В 1956 году немцы запустили проект Europanzer, представлявший собой основной боевой танк... правильно, 30-тонного класса. Эволюция Indien-Panzer привела к появлению танков Leopard I и AMX-30.
Не остались в стороне и швейцарцы. Как раз для них литые детали, которые так не приглянулись индусы, были в самый раз. Примерно в то же время, когда началась разработка Indien-Panzer, швейцарцы запустили разработку собственного танка, получившего индекс KW.30, то есть Kampfwagen 30, боевая машина 30-тонного класса. Разработкой KW.30 занималось Eidgenoessische Konstruktionswerkstaette (EKW) из Туна, центральное швейцарское КБ, которое занимается не только бронетехникой, но и авиацией. По задумке, танк 30-тонного класса должен был оснащаться 90-мм пушкой собственной разработки (9 cm Kanone 48), двигатель предполагался тот же, что и на Indien-Panzer - Mercedes Benz Typ 837.
Прототип KW.30 был изготовлен в 1957 году, почти на два года позже предполагавшегося начала его серийного производства. Стоит отметить, что полноразмерный макет, который предшествовал реальной машине, был пятикатковым, как Indien-Panzer. Чуть позже появился главный герой сегодняшнего повествования - Mittlerer Panzer 58 (или Panzer 58).

Второй прототип, давший обозначение всей серии, решили оснастить 84-мм (20-фунтовой) английской пушкой, которую, впрочем, также изготовили в Швейцарии (она носила индекс 8,4 cm Panzerkanone 58). Вместо спаренного 7,5-мм пулемета MG 51 Panzer 58 получил 20-мм автоматическую пушку Oerlikon (позже она получила индекс 20 mm Panzerkanone 61). Количество опорных катков довели до 6. Именно эта машина и сохранилась в Panzermuseum Thun. По итогам испытаний Panzer 58 приняли на вооружение, было заказано 10 предсерийных машин, которые оснастили 105-мм пушками 10,5 cm Panzer Kanone 60 (швейцарская версия английской пушки L7). Позже эти самые 10 предсерийных танков переделали в машину, которая стала первым швейцарским серийным танком - Panzer 61. Последних было выпущено, включая переделанные Panzer 58, 160 штук, для нейтральной Швейцарии очень немаленькая цифра.









Можно сколько угодно рассказывать о непревзойденной школе немецкого танкостроения, но Panzer 58, как яркий пример ранней послевоенной немецкой боевой машины, смотрится весьма комично. Нет, танк-то хороший, особенно на момент разработки, но давайте посмотрим на него внимательно. Узнаете? Да-да, ВНЕЗАПНО вместо "Пантеры" на свет появился танк, здорово напоминающий по концепции американский M47 Patton II. А тот интерация M46 Patton, а тот интерация M26 Pershing, а тот вообще эволюция проекта T20 Medium Tank, разработка которого запущена в конце 1942 года. В случае с Panzer 58 вообще смешно получается - даже число катков (как опорных, так и поддерживающих) совпадает. Ну да, убрали помощника механика-водителя, ну так ведь уже на M48 Patton III его не было, а его проектировать начали в 1950 году. Вот так новаторская немецкая школа танкостроения в итоге оказалась сильно американской. Общие концептуальные решения здорово похожи. Литой корпус, литая башня, торсионная подвеска, ленивцы впереди, ведущие колеса сзади, коробка тоже сзади, надмоторная плита из кучи мелких секций, дальномер в башне, ящики зип на надгусеничных полках, глушители под кожухами... Казалось бы, куда подевались все эти адерсы с книпкампами, шахматы и прочее.




Впрочем, швейцарцы внесли свой колорит в немецкий концепт. Например, двустворчатый люк механика-водителя. На Panzer 61 сделали чего попроще, то есть одностворчатый.

По-иному сделаны и полки. Выступ на уголке - это крепление фар.



Штекер для проводки фары, такое же решение использовано и на G-13.

Катафоты вместо габариток, простое и практичное решение.

Крепление запасных траков

Ящики ЗИП на полках.



Подобно амеориканским танкам, у Panzer 58 массивные глушители прикрыты кожухами. Впрочем, есть и своя изюминка - встроенная в общий кожух глушителей задняя светотехника (совершенно внезапно фирмы Hella).




В кормовой части находится крепеж для шанцевого инструмента (здорово похожий на американский),. стопор крепления пушки по-походному, а также фаркоп



Надмоторная плита выполнена чисто по-американски - в виде кучи мелких створок (по 10 с каждой стороны). Это заметно облегчает доступ к силовой установке.

Взгляд из-под днища. Ничего лишнего: эвакуационный люк для механика-подителя, плюс технические лючки в районе моторного отделения. никакой V-образности днища, хотя скосы все же есть.

Ходовая часть состоит из 6 опорных катков с каждой стороны, 3 поддерживающих, ведущего колеса и ленивца. В целом она также скорее является копиркой американской ходовой части, но со своим колоритом.




Впрочем, говорить о полной копирке не приходится. Швейцарцы не были бы самими собой, не придав ходовой части особый колорит. Особенно это заметно по тракам, в которых смещались разные школы танкостроения.


Ленивец сделан без обрезинки и с развитыми ребрами жесткости.


Похожая ситуация с опорными катками. В качестве исходника явно американские катки, но все равно конструкция своя.


Отбойники, есть у каждого опорного катка.

Поддерживающий каток.


Ведущее колесо является сплавом американской и немецких конструкторских школ. Венец так типично немецкий.


основное вооружение Panzer 58 - 84-мм пушка Panzerkanone 58.





На Panzer 58 с основным орудием спарена 20-мм автоматическая пушка Panzerkanone 61. Ее унаследовали и предсерийные Panzer 58, и серийные Panzer 61. От пушки отказались в пользу пулемета уже в ходе модернизации Panzer 61.


Пушка оснащена дульным тормозом весьма причудливой конструкции.




Башня у Panzer 58 стрехместная, при этом имеет довольно небольшой размер. Внутри не был, потому сказать точно не смогу, но вообще там должно быть тестовато...




Отдельного упоминания достойны антенны радиостанции Empfänger SE-407. Причудливые крепления, похожие на усы кузнечика, в сочетании с весьма оригинальной формой балшни, придают Panzer 58 некоторые черты мухожука.







В башне Panzer 58 нашлось место дальномеру, который прописался еще со времен KW.30 (но которого не было на Indien-Panzer). На Leopard 1 и AMX-30 он разместился примерно там же.


Напоследок стоит обратить внимание на башенные люки. На KW.30 они чисто американской конструкции, а на Panzer 58 получилось смешение конструкторских школ. Люк командира яво несет черты американской школы. На нем же установлен вертлюг для зенитного 7,5-мм пулемета MG.51 (ничто не выдавало в нем MG.42). Швейцарцы и тут пошли своем путем - люк двустворчатый.


А вот люк заряжающего выполнен явно под влиянием немецкой школы.


Вот такой интетренсый у швейцарцев получился танк. Может быть, не самый выдающийся, но при этом свой и имевший большой запас по модернизации. Panzer 68, крайняя интерация проекта KW.30 был снят с вооружения швейцарской армии не так давно.
Tags: Франция-2015, фотообзоры, швейцарские танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments