Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Т-60 из Музея техники Вадима Задорожного

Сегодня исполняется 109 лет со дня рождения Николая Александровича Астрова. Вполне логично отметить день рождение главного конструктора советских легких танков рассказом об одно из самых его известных машин - Т-60.
Танк, который привезли на "Моторы Войны", является одним из Т-60, воссозданных несколько лет назад в Музее техники Вадима Задорожного. Эти танки стали первенцами в новом направлении - танки для мероприятий. Так исторически сложилось, что Т-60 в целом виде попадаются крайне редко. Эти танки гибли в основном от довольно крупных калибров, а почему единственным более-менее целым элементом обычно оказывается башня. Вот башни, найденные на полях сражений в разных точках России, и стали базисом для восстановления.

В виду относительной скудности информации по Т-60 танки из Музея Техники несут скорее собирательный образ этого танка. Корпус сделан по типу ГАЗ-овского выпуска 1941 года, ходовая часть по типу танков завода №37, обвес - типовой ГАЗ, и так далее. Башни при этом разных заводов, как правило 1942 года выпуска. То есть в качестве прототипа для моделирования эти танки подходят крайне условно. Тем не менее, следует сказать большое спасибо тем, кто эти танки восстановил, именно как экспонаты эти танки выглядят великолепно. Тем более с учетом того адового объема работ, который пришлось проделать. Именно эти машины выходят на исторический парад 7 ноября на Красной Площади, они же участвуют в целом ряде мероприятий.








Т-60 спроектировали всего за 9 дней на базе Т-40. Фактически являясь упрощенной версией Т-40, танк сохранил основные концептуальные идеи предшественника. Включая механика-водителя, сидящего в рубке. Не в последнюю очередь благодаря немаленькому росту Астрова, который водил свои танки сам, даже рослый мехвод сидит внутри относительно комфортно.



Внутрь механик-водитель попадает через большой люк, конструктивно повторяющий люк Т-40. Впереди находится воздухоприток.

Фара и гудок установлены как на Т-60 выпуска завода №37. На танках других заводов электрику ставили иначе.


Довольно большой объем верхнего лобового листа занимает люк доступа к главной передаче. Та же схема перекочует и на Т-70.


По центру центрального лобового листа находится крышка для механизма ручной заводки двигателя. 4 клепки слева - это крепление главной передачи, на некоторых заводах клепку заменили сваркой, потому и клепок нет.

Буксирные крюки, во лбу их две штуки.

В отличие от Т-40, у Т-60 надгусеничные полки массивные и занимают всю длину корпуса.


Штатно на правой надгусеничной полке размещались домкрат, топор и ящик ЗИП. Впрочем, в зависимости от завода состав ЗИП мог гулять.






Слева штатно находились лопата, трос, лом и ящик ЗИП. Здесь же решение несколько иное.




Плотная компоновка заставила еще на Т-37 разместить двигатель сбоку от башни. То же самое наблюдается и на Т-60. Надмоторная плита откидывается в сторону от башни, при необходимости капремонта плита снимается вместе с подбашенным погоном.



Лючок заливки охлаждающей жидкости в радиатор.

Верхняя кормовая плита.

Слева находятся топливные баки, лючки на болтах предназначены для доступа к заливным горловинам баков.

Воздухозаборник системы охлаждения.


Как и передняя фара, кормовой фонарь сделан по типу завода №37. На танках остальных заводов фонарь был на нижнем кормовом листе.

Выхлопная труба. Глушитель штатно ставился только в конце выпуска на танках ГАЗ и завода №38.

Характерная деталь Т-60 - планка, выступающая слева от башни.


Нижний кормовой лист.

На Т-60 задний крюк выполнял также роль буксирного крюка для перевозки, например, противотанковых и дивизионных пушек. Справа был характерный выступ, который на крюке этого танка отсутствует.

Днище чуть упрощено, но в целом соответствует реальной машине.


Ходовая часть Т-60 полностью заимствована у Т-40. Те же 4 опорных катка, 3 поддерживающих катка, ведущее колесо и ленивец. Менялась только конструкция отдельных элементов, в остальном же Т-40 в чистом виде.




Гусеничная лента без изменений попала с Т-40. Благодаря тому, что танк активно эксплуатируется, хорошо видно, как выглядят траки реально ездящего танка.



Ведущее колесо и корпус бортовой передачи.


Спицованые опорные катки литой конструкции были разработаны в августе 1941 на базе катков тягача "Комсомолец". Первые катки этого типа пошли в серию в октябре 1941 года. В основном они шли на танки заводов №264 и 37, но попадались они и на ГАЗ-овских машинах.


По одному отбойнику стояло спереди и сзади.

Поддерживающий каток. На первых Т-60 было 2 типа поддерживающих катков: 2 с бандажами и задний без резины, так решался вопрос очищения ото льда. Впрочем, уже в октябре 1941 года все поддерживающие катки стали выпускаться без резиновых бандажей для экономии резины. Также следует обратить на то, что борта корпуса склепывались из двух половинок. Часть корпусов завода №264 и завода №37 выпускались со сварным соединением болтов и с минимальным использованием клепок в принципе.



Исходно ленивец на Т-60 имел диаметр 465 мм, как на Т-40. Но на части танков для упрощения ставили ленивцы диаметра 515 мм - как опорный каток.



Механизм натяжения гусеницы, особо не менялся еще со времен Т-38. Ослабил винтовое соединение, вставил лом и натянул...

Башня, единственный настоящий крупный элемент этого танка. Вечная память тем, кто погиб в этой машине...







20-мм пушка ТНШ для легализации деактивирована. Орудийную маску вокруг ТНШ пришлось восстанавливать с нуля.


С ТНШ спарен пулемет ДТ. Зачем-то поставлена насадка на ствол, которую вообще ставили в варианте ручного пулемета.

Конструктивные элементы башни. Хорошо видна разница между болотным железом и новым.



Козырек над смотровым прибором стали приваривать в 1942 году.

Заглушки пистолетных портов оказались утрачены, пришлось делать с нуля.


Также пришлось с нуля восстанавливать и башенный люк (практически без изменений он перекочевал с Т-40). Также виден воздухоприток во лбу башни. На башнях завода №37 от него избавились, заменив на воздуховод в башне, при этом лоб башни получил характерный скос.
Tags: Моторы Войны, Т-60, фотообзоры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments