Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Chrysler T110 Heavy Tank

О машинах семейства T110 возникает немало вопросов, в том числе о том, насколько они реальные.
Принятие на вооружение тяжелого танка T43, известного как M103 Heavy Tank, совсем не означало, что американцы им до конца довольны. Развитие пошло по двум путям - эволюционному и революционному. В первом случае была попытка улучшить характеристики путем глубокой модернизации M103, итогом стали проекты T57 и T58 Heavy Tank с автоматами заряжания. Во втором предполагалось создать танк с нуля.
История T110 началась в июне 1954 года, когда в Детройтском Арсенале собралась конференция, посвященная дальнейшему развитию тяжелых танков. В рамках конференции было представлено несколько вариантов развития, включая проекты TS-2, TS-5, TS-6 и TS-31. В рамках концепции TS предполагалось получить наиболее оптимальный проект тяжелого танка, который планировалось довести до состояния прототипа за 2 года. Непосредственный герой этого материала, TS-31, изначально проектировался как боевая машина со 120-мм пушкой T123E1, изначально не имевшая вращающейся башни.
Идея TS-31 оказалась подхвачена Chrysler Corporation, на тот момент разворачивавшей производство M103 Heavy Tank. Совместная работа Crysler и Detroit Arsenal получила индекс T110 Heavy Tank. Стоит отметить, что обозначение Heavy Tank на тот момент носило весьма условный характер, ибо исходный T110 выглядел вот так:

Как несложно заметить, на деле этот самый T110 Heavy Tank представлял собой реинкарнацию T28 Heavy Tank. По сути это противотанковая САУ, причем, согласно схеме, не пролезающая по габаритам в стандартный железнодорожный туннель. Приводить в движение машину 50-тонного класса предполагалось при помощи 700-сильного двигателя Continental AOI-1490, совмещенного с трансмиссией XTG-500. Двигатель предполагалось разместить сзади, а трансмиссию впереди. Бронирование расписывалось довольно условно, но максимальное значение должно было достигать 9 дюймов у орудийной маски.
Первоначальный проект слегка обновили. Ширину корпуса снизили до влезания в габариты, но ходовая все равно выпирала (Транспортные гусеницы? Нет не слышал!). Заработал отдел двигания кнопки экипажа - во второй интерации механик-водитель сидел вместе со всеми в рубке. Командирскую башенку передвинули в центр рубки, в итоге командир практически сидел на моторной перегородке и ощущал под пятой точкой 700 лошадей.


Спустя очень короткое время концепт снова переделали. Собаку мехвода вернули обратно в корпус, а командира поставили в весьма интересную позу (каждый думает в меру своей испорченности). При этом кормовую часть рубки слегка сточили, одновременно сделав моторное отделение менее компактным.

В таком виде проект прожил недолго. Над командиром сжалились и передвинули кнопку комбашенку вправо, выкроив место у моторного отделения. Одновременно двигатель повернули на 90 градусов, поставив его продольно. В ходе всех этих действий рубку в очередной раз перекроили, вернув обратно "высокую" корму.

В какой-то момент броуновское движение элементов разработчикам T110 надоело, и они решили поступить радикально. Плюнув на лимит по длине, они слегка растянули корпус, убрав трансмиссию в корму, одновременно сделав нормальное моторное отделение. Рубку переделали радикально, одновременно вернув в нее обратно весь экипаж.

Считается, что это четвертый вариант концепта T110, в игре он называется T110E3, а какой он реально по счету - а кто их разберет. Даже если считать по количеству иллюстраций, он минимум пятый, а фактически их наберется больше десятка. В WoT вместо пушки T123E1 стоит 155-мм T7E2, неисторично это весьма относительно. Все тот же Детройтский Арсенал в это же самое время прилаживал к M103 похожую 155-мм пушку, да еще с барабаном. Кроме того, примерно в это же время четвертый вариант прорабатывали на предмет отделения рубки от корпуса, в игре именно эта версия фигурирует как T110E4.
Так четвертый вариант должен был выглядеть.


Компоновочная схема. На ней хорошо видно, что рубка практически превратилась в башню.

Как можно заметить, наводчик "ездил" вместе с пушкой.

В какой-то момент один из инженеров Chrysler все же обнаружил в названии проекта слово Tank. В рещультате на свет появился, наконец, танк. Тот самый, что в игре называется T110E5.

В итоге всех мытарств получился танк, по своим характеристикам напоминающий M103, но более технически совершенный (и, разумеется, более защищенный).


Продольный разрез

В итоге именно этот концепт решили запустить в работу, но случилась маленькая неприятность. В феврале 1956 года на испытания вышел T43E2 Heavy Tank, позже принятый на вооружение как M103A1 Heavy Tank. Да, не такой совершенный, но вполне устраивающий американских военных. Каких-то кардинальных преимуществ T110 Heavy Tank перед ним не имел, работы свернули.

Источники:
R.P. Hunnicutt: Firepower - A History of the American Heavy Tank
Tags: американская бронебумага, архивное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments