В отличие от летнего проекта, новый танк должен был позаимствовать "пониженный" корпус Богачева, башню К. Логинова (предложенную осенью 1941 г.), вооруженную спаренной установкой 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ, а также форсированный двигатель ЗИС-60 мощностью 110 л.с.
Казалось, что на пути быстрой реализации такого танка не будет никаких препятствий. В самом деле, корпус Богачева был хорошо освоен в серийном производстве. Башня, разработанная К. Логиновым, легко переделывалась из серийной башни Т-60. Но… Как обычно, проблемы возникли с двигателем. Ведь эвакуированный в Миасс автомобильный завод им. Сталина (ЗИС) не смог наладить массовый выпуск ЗИС-60, который требовал алюминия для изготовления картера, поршней и головки цилиндров. Поэтому Миасский завод подал двигатель ЗИС-16, построенный целиком на базе серийного ЗИС-5, отличавшийся от него только применением алюминиевых поршней и потому развивавший мощность 85 л.с. Но и с этим двигателем он опоздал на месяц. Проблемы составила и установка 45-мм пушки 20К в указанной башне, так как все обслуживание в оной нельзя было вести с левой стороны. Специально для данного танка ОКБ № 92 под руководством В. Грабина разработало 45-мм орудие ЗИС-19БМ, которое лучше подходило для установки в башне Т-60.
В марте 1942 г. было принято решение испытать танк Т-60 с ЗИС-16 вместо ГАЗ-202. Для испытаний был построен танк Т-61 (Т-60-1, Т-60-ЗИС, "061"), который в начале месяца прошел все фазы тестирования на пригодность к службе в военное время. Он показал себя очень неплохо, правда, уже в конце испытаний в двигателе оборвался шатун по причине некачественного изготовления.
Двигатель ЗИС-16 решено было ставить в Т-45, так как ЗИС готовился к производству именно этой версии мотора, но к дате первого этапа заводских испытаний эталонного танка Т-45 двигатель отремонтирован не был, и потому на испытания вышел второй гибрид – танк Т-62 (Т-60-2, "062"), отличавшийся от Т-60 двигателем ЗИС-5 мощностью 76 л.с. и 45-мм пушкой ЗИС-19БМ в башне Логинова. Судя по описанию, он же именуется "танк Т-45, с двигателем ЗИС-5".
Испытания проходили поздней весной 1942 г. совместно с серийным Т-70, который уже выпускался ГАЗом. Понятно, что ввиду меньшей удельной мощности танк проиграл проходимости Т-70, но незначительно.
В пользу танка говорило то, что он мог питаться бензином 2-го сорта, имел однодвигательный агрегат, лучше был приспособлен к эксплуатации и ремонту в полевых условиях, позволял экономить не менее 2,5 т металла, его скорострельность при стрельбе с места составила 7-8 выстрелов в минуту, при том, что конкурент смог показать лучший результат лишь в 4-5 выстрелов в минуту…
Казалось, что "сорокапятка" победила и вскоре все производители Т-60 перейдут на нее. Но в этом, казалось бы, благом пожелании не было учтено два обстоятельства. Первое – двигатель ЗИС-16 еще только ставился в серию на Миасском заводе и ожидать его в массовом производстве можно было лишь к июлю 1942 г., и второе – существующая конструкция Т-45 не позволяла установить на корпус двухместную башню с увеличенным кругом обслуживания, а в танке Т-70 эта работа уже велась, и ее результат ожидался уже во втором полугодии.
Начальник ОГК НКТП С. Гинзбург с сожалением констатировал, что, "…несмотря на большую привлекательность танка Т-45, на вооружении придется оставить более дорогой и тяжелый Т-70, но освоенный в серийном производстве" еще и потому, что он "имеет дальнейшие перспективы".
Таким образом, танк Т-45 с рождением опоздал."
http://www.rulit.me/books/bronevoj-shchit-stalina-istoriya-sovetskogo-tanka-read-325970-100.html
А теперь давайте посмотрим, что же происходило на самом деле.
Первое упоминание о Т-45, точнее, о Т-60 с 45-мм пушкой, датировано 8 мая 1942 года. До того с завода №37 не шло никакой информации о подобных разработках. Больше того, завод в течение марта-апреля всячески упирался в плане выполнения постановления ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и 38 Наркомтанкопрома». Согласно этому документу, производство Т-60, который с таким трудом осваивали на заводе №37, сворачивалось, а вместо него налаживался выпуск Т-70. 12 апреля 1942 года было подписано Постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша», согласно которому выпуск этого танка сохранялся до конца августа 1942 года.
Собственно, текст того самого первого упоминания:


ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №935, л.142-143
Ну и насчет совместных испытаний с Т-70. Уже 10 мая состоялось совещание, на котором по поводу будущего Т-45 высказались вполне определенно.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №935, л.141
Это, впрочем, не помешало Гинзбургу "продавить" испытания Т-45, состоявшимся в начале июня 1942 года. Но это уже другая история.
Статья по Т-45 и другим модернизациям Т-60: http://warspot.ru/6712-modernizatsiya-maloy-krovyu-t-45-i-drugie