Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Самоход, да не тот

Благодаря публикациям некоторых авторов возникло ошибочное мнение, что та СУ-76, которую мы знаем, родилась отчасти в стенах Московского механико-машиностроительного института им. Баумана (ныне МГТУ им. Баумана). Прежде всего, это следует из работ Михаила Свирина:

"3 марта 1942 г. вышел приказ НКТП об образовании на базе техотдела специального бюро самоходной артиллерии. В качестве пробы пера спецбюро под руководством С.А. Гинзбурга должно было в кратчайший срок разработать унифицированное шасси и силовой агрегат САУ из узлов легкого танка Т-60 и грузовых автомобилей. Шасси должно было вооружаться при необходимости дивизионной 76-мм пушкой обр. 1939 г. (Ф-22 УСВ) или 122-мм гаубицей обр. 1938 г. (М-30). Однако С.А. Гинзбург составил более обширный план работ в данном направлении. В частности, он предлагал в трехмесячный срок совместно с МВТУ им Баумана и НАТИ провести проектирование следующих машин с использованием узлов шасси Т-60 и моторов ГАЗ и ЗИС:
– 76-мм штурмового самоходного орудия поддержки;
– 37-мм зенитного самоходного автомата;
– 37-мм зенитного танка с башенной установкой конструкции Савина;
– легкого танка с 45-мм пушкой и броней 45 мм;
– артиллерийского тягача;
– бронированного транспортера пехоты и боеприпасов (он же – санитарная машина, машина технической помощи и самоходный миномет).
Разместить на даном шасси 122-мм гаубицу не удалось.
Схема унифицированного шасси предполагала применение 2 двигателей ЗИС, ГАЗ-АА, или ГАЗ-ММ со своими КПП по бортам в передней части САУ (весьма привлекательное с точки зрения компактного размещения), просторное боевое отделение, расположенное в корме машины (грузовой платформы или бронированной кабины для стрелков) и подвеску на 5-6 опорных катках."


На деле ситуация была, мягко говоря, несколько отличной от процитированной. Начнем с того, что реально работы начались еще в ноябре 1941 года. Инициатором запуска работ стал Технический совет Народного комиссариата вооружений (НКВ). Стоит заметить, что С.А. Гинзбург относился совсем к другому ведомству - НКТП, а с НКВ они не особо дружили. Собственно говоря, Гинзбург разработал концепцию, позже превратившуюся в СУ-31 и СУ-32, самостоятельно. Больше того, процитированное относится именно к шасси Гинзбурга, но никак не МГТУ им. Баумана.

Кафедра боевых машин под руководством декана факультета «О» Г.И. Зайчика получила задание обеспечить механизацию 203-мм гаубицы особой мощности Б-4, 122-мм корпусного орудия А-19, 122-мм гаубицы М-30 и, наконец, 76-мм дивизионного орудия Ф-22 УСВ. Узким местом стали материалы по качающимся частям орудий, которые сильно тормозили работу. Вопрос о предоставлении материалов поднимался в феврале 1942 года, реально же их предоставили только в апреле. Из-за подобных задержек проект подготовили лишь в июне, когда работы по СУ-31/СУ-32 уже были в самом разгаре.


ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №90, л.154

Согласно решению Технического совета НКВ от 17 июня 1942 года, самоходная установка СУ-УСВ должна была переделываться под новую артиллерийскую систему. В ее качестве предполагалось использовать 57-мм противотанковую пушку И-13–52 разработки НИИ-13. Соответственно, поменялось и название машины – теперь ее обозначали как СУ-И-13–52. В отличие от СУ-УСВ, по этой машине сохранились тактико-технические требования, которые ставят на теории связи работы института им. Баумана и «универсального шасси» Гинзбурга жирный крест. Дело в том, что базой для этой самоходной установки служил трактор СТЗ-5, который предполагалось сильно переделать. Одним словом, это никак не предшественник СУ-12, а параллельная ветвь, к тому же еще и тупиковая.


ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №90, л.159-160

Одним словом, получился классический анекдот про Армянское радио про шахматиста Петросяна. Кстати говоря, то, что называют САУ НИИ-13, на деле как раз развитие этого проекта. Правда, его пришлось полностью переделывать, заменив базу. То есть НИИ-13 в данном случае орудийная часть, а все остальное - МГТУ им. Баумана.

ЗИК-7, ЗИК-5 и другие тупиковые ветви развития легких советских САУ 1942 г: http://warspot.ru/9232-bumazhnye-sau-v-legkom-vese
Tags: Антисвирин, СУ-76, архивное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Символы жанра

    Одним из главных символов того, что именуют дизельпанком, являются дирижабли. Эти воздушные гиганты правили недолго, уже с начала 30-х их постепенно…

  • "Маловато будет!"

    Альтернативный взгляд на то, как можно увеличить скорострельность подствольного гранатомета. Теоретически можно попробовать и залп произвести, но…

  • "Куй железо пока горячо"

    Настоящие предприимчивые люди никогда не теряют чувство находчивости. Например, данный житель Саратова продает кукурузы, по его словам, как раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments