Японоджип на препарировании

Когда начинается спор, кто первым придумал джип, где-то слышатся ехидные звуки на японском. Дело в том, что еще в 1935 году был создан легкий командирский полноприводной автомобиль Type 95 Kurogane. Кто-то в своё время перевел Kurogane как Black Medal, а на самом деле Black Metal. То есть черный металл, или сталь. Получилась забавная машинка, с мотором, похожим на мотоциклетный, и 3 сиденьями. Может и смешная, но по сути первый настоящий джип.
До наших дней сохранилось их совсем немного, причем основная часть у нас, в России. Бывшие трофеи, в основном по 1945 году. У этого шасси та же история. Сейчас им занимается мастерская Вячеслава Лен. Зрелище редкое - голое шасси Type 95 Kurogane на снимках почти не встречается. А оно весьма любопытное.

Collapse )

Полноприводной "Захар с условной серией

В наследство от русской автомобильной промышленности советский автопром получил, скажем так, немногое. Постепенно умирающий "Руссо-Балт", отверточное производство грузовиков FIAT 15 Ter, ну и во многом это всё. Говорить о том, что всё пришлось начинать с нуля, конечно, будет неправильно, поскольку что такое АМО Ф-15, понять несложно. Тем не менее, постепенно был выбран путь ориентации на автомобили американского производства. С учетом того, что самым массовым 3-тонным грузовиком РИА был White TAD, причем последний стал родоначальником автомобильной разработки в Ярославле, путь уже опробованный. Так в 1930 году на конвейере АМО образовалась модель АМО-2, поначалу отверточная сборка 1,5-тонного грузовика Autocar Dispatch SA. Правда, у нас эта модель сразу стала именоваться 2,5-тонной. Так начиналась история знаменитого "Захара".

Collapse )

Перегиб в другую сторону

В своё время один умный человек сказал, что есть три силы, которые должны находиться в гармонии. Это наука, религия и философия. Если она сила выпирает, то начинается всякая фигня. Про британских ученых мы уже слышали, а вот тут религию чуток выперло.
Collapse )

Святой промысел в условиях голода

Голод, который периодически случался у нас и во времена государя-императора, и в ранний период советской власти, порой имел ряд побочных причин. Первая и главная, разумеется, неурожаи, но имелись, скажем так, и побочные эффекты. Это, в том числе, и желание некоторых сограждан срубить гешефт. Про совесть тут говорить сложно, достаточно вспомнить таксистов, которые на месте большой беды взвинчивают цены, всё станет понятно. А люди были во многом те же. Вместе с тем, попадались и те, кого можно назвать Людьми с большой буквы. Вот как раз такие Люди позволяют не терять веру в человечество.
Collapse )
Кибернетика

Автономная шайтан-арба

Первые дни международного военно-технического форума "Армия-2021" там творилась некоторая, скажем так, нервозность. Дело в том, что еще до открытия в программу внесли изменение. Обычно самый первый день - это для первых лиц государства, а дальше сначала для специалистов, а потом для всех. Так вот, в этот раз случилось разделение. Первый день для специалистов, во второй день президент, в третий снова заходите. Некоторым это поломало график, ибо ехать издалека.
Так вот, для президента сделали отдельный загончик с техникой, причем туда изначально никого не пускали. А когда пустили, то... а ничего интересного. Те же машины, что на стендах. Разве что получше удалось поснимать боевой гусеничный аппарат "Уран-9". Тоже не новинка, машина в войсках. Грозный аппарат, но смотришь на него, и вспоминаются иракские HMMWV. Это которые с "пагодами" на крыше. Если дальше наращивать модуль, то будет прямо ОНО. Главное остановиться.

Collapse )

Эрзац-крейсер из США

Во время Первой мировой войны Англия и Франция активно закупали в США вооружение и военную технику. США стали своеобразным арсеналом, за счет которого восполнялись недостатки собственного производства. При этом еще тогда сложилась ситуация, когда американцы могли предоставить более удачные образцы военной техники. Не каждый знает, что самым массовым французским броневиком был White AM, который базировался на американском шасси. Вот с чем тогда была еще беда, так это с танками. Здесь американцы не стали мучиться и либо закупили лицензию у французов, либо организовали совместное производство с англичанами. За счет этого американцы получили те образцы танков, которые служили у них вплоть до 30-х годов. А 6-тонные M1917 еще умудрились послужить канадцам во время Второй мировой войны.

Примерно такие же мысли об "арсенале демократии" были у английских военных в 1940 году. Да и не только у них: французы также думали об организации производства своих танков в США. Речь идет о SOMUA S 35. Вот только еще на стадии поставок грузовиков французам стало очевидно, что так, как раньше, не будет. По ряду направлений американцы уже давно обошли Европу, поэтому французская армия закупала американскую технику, а не заказывала производство там своих образцов. Особенно показательной была ситуация с авиацией, где едва ли не лучшими образцами французских ВВС оказались Hawk 75 (экспортный индекс Curtiss P 36) и DB-7 (Douglas A-20). На этом фоне с танками ситуация повторилась примерно тем же образом. Вместо организации производства своих танков англичане были вынуждены ждать американские боевые машины. Так что вместо Infantry Tank Mk.IIA американского выпуска они получали Lee, Grant, а затем Sherman. Суммарно эти танки намного превысили объемы выпуска английских средних танков.

Первоначально основным приоритетом в программе поставок американских танков в английскую армию стали боевые машины среднего класса. Наиболее критичная ситуация у англичан была с крейсерскими танками, именно в этой категории проходили Medium Tank M3. Позже американская версия машины стала именоваться как General Lee (или просто Lee), а версия с английской башней - как General Grant (или просто Grant). Вместе с тем, первыми американским танком, воевавшим в английской армии, стал не Medium Tank M3. Сложившаяся ситуация в Северной Африке заставила англичан срочно обращаться за тем, что есть в наличии. Случилось это в мае 1941 года, а уже месяц спустя англичанам срочно отправили 36 Light Tank M2A4. Также с июня по конец июля 1941 года поступили первые 84 Light Tank M3. Именно эти машины, позже получившие обозначение General Stuart (позже просто Stuart), оказались первыми воевавшими американскими танками.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-amerikanec-v-roli-erzackreiserskogo-tanka-6169bbbd1122cb38824ae59f

Collapse )

"Всё сложно"

Так сказать, продолжение истории с белками и волшебными желудями. Впрочем, учитывая номерной знак и место действия, предположу, что карма догнала. И сюда дотянулся!
Collapse )

"Очень надо"

Различные документы, помеченные грифом "Совершенно Секретно", как некоторые считают, содержат страшную правду. На самом деле периодически там проходят вещи довольно странные. А порой секретили всякую чепуху. Ко всему этому исследователям стоит относиться довольно щепетильно, особенно с учетом некоторой специфики. В данном случае речь идет о том, что разные средства в разное время использовались совершенно иных целях.
Вот как раз такой случай произошел в августе 1944 года. С грифом "Совершенно Секретно" проходит информация о том, что генерал-майору А.А. Яманову срочно НАДО. Вопрос в том, что именно нужно командиру 21-го стрелкового корпуса. Если не знать подоплеку, то вызывает данный документ некоторое недоумение. Мягко говоря.

Collapse )

Наследие Первой мировой войны

Матчасть немецких пехотных дивизий была весьма специфичной. Передовые наработки здесь соседствовали с наследием Первой мировой войны. Дело порой было не в том, что старьё таскали, а скорее в удачных решениях. Ну а если тяга всё равно конная, чего менять?
Подобные вещи можно было увидеть и на выставке "Моторы Войны", которая находилась в парке "Патриот". Одним из долгожителей оказалась большая полевая полевая кухня Hf.13, которая являлась развитием более ранней Hf.11. Аналогично связке Hf.12/Hf.14, изначально кухни данного типа применялись еще во время Первой мировой войны. Основной котел на Hf.11 и Hf.13 имел объем 200 литров, также имелась емкость объемом 90 литров для приготовления чая или кофе. Отличия между Hf.11 и Hf.13 были минимальными, в основном разница заключалась в деталях. Например, ящики на модернизированной кухне стали металлическими. Кухня сохранилась в оригинальном состоянии, была ранее в коллекции Андрэ Беккера.

Collapse )

Легкий чех по-шведски

Шведские военные не особо мучились в вопросе того, как именно обеспечивать свою армию новыми образцами вооружения и военной техники. Особенно это касалось танков. К моменту, когда Швеция созрела для создания собственных танковых частей, начинать надо было с нуля. Даже для шведской промышленности, которая была наиболее мощной в регионе, задача создания танка являлась непростой. Поэтому шведы поступили наиболее правильно: они полулегально купили в Германии 10 шасси легких танков LK-II, а далее их дособрали уже у себя. То есть Strv m/21, так этот танк стал именоваться далее, частично был шведским. В дальнейшем шведы продолжали придерживаться схожей политики. Разработчик танка совсем не обязательно мог быть шведом, но окончательная сборка машин всё же проводилась в Швеции. При этом шведских военных не смущало, что Landsverk, например, был под контролем немецкой G.H.H. Главное, что по итогам продукция Landsverk всё равно шла и в шведскую армию.

Collapse )