Не такое уж и фиговое лето

Потихоньку жизнь продолжается, в том числе это касается и огородного сезона. Кто-то жалуется на дожди, мне наоборот, не так уж и плохо. Несмотря на мерзопакостный заморозок, который прибил большую часть огурцов, сезон складывается получше, чем в прошлом году. По крайней мере уж точно не хуже. Да, погода рваная, а потому в этом году в нашей полосе клубника запоздает, но вообще есть много чего еще. В нашем деле главное - разнообразие. А потому даже в последнюю неделю мая уже получился первый урожай. По крайней мере, первая начинка для пирогов уже получилась. Ну и есть чего в чай заваривать. Про зеленуху так вообще молчу. Собственно, именно в этом и есть прелесть участка. Своё, чего часто в магазине не купишь, ну и собственный урожай обычно вкуснее. Как-то так :)
Collapse )

Игра на повышение

Одним из наиболее распространенных мифов, связанных с Берлинской операцией, является использование на танках импровизированных (по крайней мере, многие так думают) экранов, предназначенных для защиты от реактивных гранатометов с кумулятивными зарядами. Особо сносит крышу любовь некоторых, особо одаренных умов, называть эти экраны "кроватными сетками". Во-первых, если хотя бы немного разуть глаза или то, что там у любителей такое говорить в голове установлено, то можно заметить очевидную вещь. Что таких кроватных сеток просто не бывает. На самом деле это типовая сетчатая конструкция, сделанная полевыми мастерскими. Во-вторых, про массовость применения можно говорить с большой натяжкой. Точно эти экраны применялись в некоторых частях 11-го танкового корпуса, например, в 20-й танковой бригаде. При этом применялись они не всем 11-м ТК, например, в 50-м ГвТТП такого не попадалось. Тем не менее, "кроватные сетки" стали по-настоящему популярной темой, их делают все, кому не лень. Самое страшное, когда этот миф доходит до тех, кто моделирует в масштабе 1:1. Вот тут начинается самое страшное. В данном случае сектор уже не хватило, так что в дело пошли... В общем, оно настолько прекрасно, что слов не находится. Просто оставлю тут.

Collapse )

Один из лучших в своём классе

Вообще на Олдтаймере Галерее Ильи Сорокина обычно показываются, совершенно внезапно, классические автомобили. Но иногда бывает, что на выставку попадают и предметы, которые не очень-то ассоциируются с автоклассикой. Вплоть до артиллерии. Как раз в данном случае такое и случилось. На экспозиции Мастерской Шаманского можно было видеть классику советской артиллерии. Речь идет о 120-мм полковом миномете обр.1938 года (ПМ-38), который был принят на вооружение Красной Армии 26 февраля 1939 года. Детище Б.И. Шавырина являлось одним из слагающей целого семейства минометов, принятых на вооружение РККА незадолго до войны. Удачную конструкцию ПМ-38 оценили и немцы, которые наладили выпуск своего варианта, который получил обозначение 12 cm Granatwerfer 42. Модернизаированная версия миномета появилась в 1943 году, а уже после войны разработали 2Б11. В общем, конструкция долгоиграющая.
Collapse )

Карманные истребители карманной серии

Метания французов в межвоенный период прекрасно видны по программе легких разведывательных танков AMR. Вообще это не танки: официально программа AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина) предполагала броневик, и его даже приняли на вооружение - полугусеничный Citroën P 28. Но довольно быстро стало понятно, что это полумера, поэтому конкурс переиграли, и в нем выиграл уже вполне себе танк - Renault VM, который приняли на вооружение французской кавалерии как AMR 33 VM. Эта машина, впрочем, тоже была полумерой, поскольку танк-разведчик получился слишком маленьким и неудобным. Поэтому была запущена программа создания немного более крупной машины. Отличилась снова Renault: немного удлиненная машина получила обозначение Renault ZT, а на вооружение французской кавалерии ее приняли как AMR 35 ZT. При этом в трех производственных сериях построили 87 (12+15+30/30) танков AMR 35 ZT 1 с башней Avis №1 и 7,5-мм пулеметами MAC Mle.1931, плюс 80 (31/49) танков AMR 35 ZT 1 с башнями Avis №2 и 13,2-мм пулеметами Hotchkiss CA Mle.1930. В знаменателе линейные машины, в числителе радийные. Метание мысли французских военных отлично видно по тому, слегка диковатому факту, что машины с более мощным вооружением были в самой первой серии, а основной выпуск танков-разведчиков с 7,5-мм пулеметами пришелся на 2-ю и 3-ю серию. О чем они думали, непонятно.
Не исключено, что в чью-то умную голову взбрела прекрасная идея усилить подразделения AMR 35 ZT специализированными истребителями танков. То, что Mitrailleuse de 13,2 mm CA Mle.1930 вполне пробивает броню толщиной 20 мм на дистанции 400 метров, кому-то показалось мало, поэтому появилось сразу два истребителя танков. Первым стал AMR 35 ZT 2 с 25-мм пушкой в башне APX 5. Внешне это был самый обычный танк, только с 25-мм полуавтоматической пушкой. Вот только боекомплект составлял всего 50 патронов к SA 34, чего было явно маловато. Параллельно сделали еще одну машину - AMR 35 ZT 3. Та же 25-мм пушка, но вместо башни рубка, а орудие разместили справа от места механика-водителя. Маневренность огня так себе, зато боекомплект вырос до 80 патронов.
Collapse )

"Ты сюда не ходи!"

В Чикаго сейчас, мягко говоря, слегка неспокойно. История при этом ходит по спирали, периодически криво ухмыляясь. Всего-то 101 год назад, в июле 1919 года, Чикаго тоже бурлил, но совсем по иному поводу. Тогда про политкорректность никто даже и не слышал, нравы были совсем иные. Так вот, погромы были по душу чернокожего населения города, пришлось вводить войска. А вот некоторые жители занимались самозащитой, используя наиболее подходящие аргументы. Тут как-то задумаешься. И вот спустя 101 год случилось слегка наоборот. Снова погиб чернокожий, вот только громят не белые. Ну а некоторые наверняка примерно так же ждут окончания беспредела.
Collapse )

Самоочищение

Эстетика дворов является отдельным видом искусства, особенно когда к нему приобщаются творческие люди. Например, вот такое обнаружено в Питере. Природа настолько самоочистилась, что...
Collapse )

По самолетам вместо танков

На днях я выкладывал жалобы немцев на начало 1942 года, что "подлые русские варвары стреляют па самолетам из чего угодно". Даже из минометов. Вообще по последнему пункту есть у японцев в наставлениях, как из минометов вести заградительный огонь, но чай мы не в Японии живем. А вот из средств, явно не созданных для стрельбы по самолетов, вполне себе били. Это касается, в том числе, и противотанковых ружей. По поводу их применения до сих пор колыхает некоторые диваны, но у нас анонимных специалистов по всем вопросам, как известно, более чем достаточно. А правда жизни такова, что да - применяли, с переменным успехом. Разумеется, противотанковое ружьё предназначено немного для другого, но когда других средств нет, стрелять по воздушным целям приходится из чего угодно. Правда, есть одна проблема - отдача. Поэтому прорабатывался вопрос создания вертлюгов для ПТР-ов. Вообще оно было стихийным движением, но периодически самоделки попадали и в документы. Общая конструкция таких вертлюгов была одинакова по принципу. В данном случае попала типовое решение вопроса. Ну а основанием могло быть хоть колесо от телеги. Вертлюг должен был обеспечивать круговое вращение и удобную наводку, ну а каким образом это достигалось, тут уже зависело от конструктора.
Collapse )

Штурмовик двойного назначения

Советские средние САУ имели довольно непростую траекторию судьбы. Изначально планировалось сделать что-то типа истребителя танков с круговым обстрелом. Пытались сделать его 2 раза, сначала до войны, а потом в конце 1941-начале 1942 года. Далее концепция сменилась: вместо истребителя танков решили сделать "штурмовик", оценив концепцию немецкого StuG III. Правда, 75-мм "плевательницу" не оценили, решив использовать более солидную 122-мм гаубицу М-30. Официально работы по этой теме запустили в апреле 1942 года, но получить результат удалось со второй попытки. 2 декабря 1942 года было подписано постановление ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38». Машину приняли еще до окончания испытаний, что привело к конфузу. Дело в том, что опытная машина УЗТМ оказалась с крайне неудобным боевым отделением, так что пришлось переделывать. Тем не менее, уже в конце декабря 1942 года были сданы первые СУ-35, чья конструкция, по сравнению с опытной машиной, была переделана.
Несмотря на то, что самоходку сделали в спешку, а боевое отделение было всё равно недостаточно просторным, боевая машина, более известная как СУ-122, получилась вполне удачной. Впервые данные машины применили под Ленинградом. Несмотря на неоднозначные результаты применения, связанные, в том числе, и с неправильным использованием машин (вы же железные, вот и штурмуйте), в целом СУ-122 показала себя вполне удачной машиной. Сначала их применяли в смешанной структуре, то есть совместно с легкими СУ-76, но опыт боёв показал, что такое применение имеет ряд недостатков. В результате появился штат №010/453, утвержденный в апреле 1943 года. Первой частью, сформированной по новому штату, стал 1452 САП (командир – майор В.Д. Данилов). Данная структура подразумевала наличие в полку 4 батареи по 4 СУ-122 в каждой. Также имелась командирская машина – Т-34, причем для данных целей использовались танки выпуска УЗТМ. Наконец, 23 апреля 1943 года вышел приказ НКО СССР № 0291, согласно которому отныне ГБТУ КА подчинялись структуры, ответственные за производство и разработку самоходных установок. Также была сформирована новая структура - Управление Самоходной Артиллерии Главного бронетанкового управления Красной армии (УСА ГБТУ КА).

Collapse )

Промышленный малоразмер

Несмотря на то, что в первой половине XX века основную скрипку на железных дорогах играли паровозы, потихоньку появлялись тепловозы, а также электровозы. У последних ареал использования существенно ограничивался электрификацией железнодорожных путей, тем не менее, потихоньку они и у нас входили в дело. В том числе это касалось и промышленных предприятий. Кроме того, имелась электрификация и у городских трамваев, так что у промышленных электровозов была работа и там. Одним из таких локомотивов был ЭП 0-2о-0 ГЭТ, он же ЭП (Электровоз Промышленный), он же ГЭТ (Государственный Электротехнический Трест). Выпуск ЭП начался в 1938 году, выпускался тремя предприятиями - заводом "Динамо", Метровагонмашем, а также Подольским паровозоремонтным заводом. В виду специфичности выпуск оказался скромным - всего 83 локомотива за период с 1930 по 1938 год. Небольшой электровозик, весьма симпатичный, особенно с учетом времени выпуска. ЭП имел разные вариации, включая узкоколейную, снегоочиститель, и так далее. До наших дней сохранилось несколько таких электровозов. Один из них, с номером 4, ныне находится в Музее Железных Дорог России, Санкт-Петербург. Правда, этот отсъем сделался до переезда на Балтийский вокзал. Выпущена данная машина была в 1936 году в Подольске, до 1986 года он трудился на Московском электроламповом заводе. С электричеством, разумеется, там было всё хорошо.
Основная галерея тут: https://www.facebook.com/yuripasholok/media_set?set=a.2607570542794357&type=3
Collapse )