День победы в Музее отечественной военной истории

9 мая 2020 года надолго запомнится как День Победы, который если и праздновался, то в узком кругу. Коронавирусная инфекция, в полной мере добравшаяся до России к марту, под конец месяца заперла очень многих по домам. В результате более-менее полноценное празднование Дня Победы перенесли с 9 мая на 24 июня. Дата тоже круглая и важная: в этот день состоялся Парад Победы на Красной Площади. В ряде городов 24 июня 2020 года также прошли парады, но в крайне ограниченном объеме и без зрителей. Впрочем, и 9 мая кое-где, но всё же отпраздновали День Победы. Можно сказать, что полулегально, поскольку массовые мероприятия, по вполне понятным причинам, были запрещены. Ни о каких массовых мероприятиях речи, разумеется, не было, собирались узким кругом. Кто-то даже смог устроить небольшой военно-исторический пробег на своих машинах. В основном же 9 мая большинство встретило по домам, да по дачам. Увы, новая напасть, которая продолжает гулять по планете и отнимать жизни у многих тысяч людей, диктует свои правила.

Collapse )

Питтывоевали

О том, что в разных местах День Победы отметили не совсем так, как оно ожидалось, не новость. Вот такое прислал ув. Лусеген Хейгетов. В Ростовской области провели свою акцию, даже почти получилось. Но почти. Даже на ленд-лиз не очень тянет :)
Collapse )

Нам сверху видно всё

В продолжение темы Парада Победы и "Бессмертного полка". В этом году, как известно, его шествие сделали виртуальным, но с таким положением дел согласились не все. Так что отчасти "Бессмертный Полк" прошел, где-то спонтанно, а где-то нет.
Инициатива исходила и от военных. Как выяснилось, оператор "Тора", которого я показал вчера, был совсем не единственным. "Бессмертный Полк" пролетел и над Москвой. Совсем не исключаю, что и инициатива сверху, причем правильная инициатива.
Collapse )

Судьба человека

Такие ресурсы, как "Подвиг Народа", "Память Народа" и ряд других, которые открыты Министерством Обороны Российской Федерации, являются очень полезной вещью. Часто можно проследить судьбу тех или иных людей, так сказать, без посредников. Кроме того, простые номера частей и скупые цифры начинают оживать. Открываются судьбы, в том числе и тех, кто до Победы не дошел.
Один из таких примеров - Израиль Яковлевич Гинзбург, сирота из станицы Дружковка Краматорского района Донецкой области. Судьба вполне типовая, но весьма интересная:

"Студент Ленинградского университета, призванный в армию в мае 1941-го и попавшего на фронт в первые же дни войны. Затем война на Карельском и Западных фронтах, три ранения и вот он командир стрелковой роты, награжденный орденом Красной Звезды.
В конце 1943-го судьба Гинзбурга дала новый виток, когда он был прикомандирован к 366 отдельной разедроте, как кандидат в офицеры-разведчики. А дальше в течении первых трех месяцев 1944-го у Гинзбурга начался бурный карьерный рост. Зарекомендовав себя отличным командиром, лейтенант проводит несколько результативных поисков, из которых почти все заканчиваются взятием языков. За это время Гинзбург дважды представляется к ордену Красного Знамени (!). В первое представление ему дают орден Отечественной войны II степени, а вот во второе он все-таки получает заслуженное Красное Знамя. И как получает – отдельным, специальным приказом по армии, изданным на персональное награждение Гинзбурга."


Collapse )

Всё еще перспектива

Одним из тех образцов бронетанковой техники, который является ныне постоянным учасником Парады Победы, оказался основной танк Т-14 на платформе "Армата". Впервые эти машины показали в мае 2015 года, с тех пор они стабильно участвуют в параде. Собственно говоря, парадные машины относятся к установочной партии, которая предназначена для обкатки, не более того. Крупносерийный танк явно будет отличаться от того, что катается на парадах. Кстати, на "Армиях" участвуют эти же машины.
Collapse )

Трехосный Виллис как истребитель

Вопросу повышения мобильности противотанковой артиллерии американское Истребительное Командование уделяло большое внимание. В этом смысле военные всех стран действовали одинаково. Прежде всего, речь шла о моторизации противотанковых подразделений, то есть переводу на механическую тягу, крайне желательно с высокой мобильностью. Следующим этапом являлось создание специализированных истребителей танков. Необходимость иметь подобные машины была очевидной: помимо более высокой подвижности, истребители танков обладали более высокой скоростью приведения в боевое положение. Правда, первое время разработка специализированных истребителей танков, прежде всего колесных, упиралась в необходимость иметь подходящее шасси. Оно должно было удовлетворять целому ряду требований. Такое шасси обладало высокой подвижностью и проходимостью, возможностью возить необходимый боекомплект, иметь низкий силуэт, а также, крайне желательно, обеспечивать круговой сектор обстрела. Подходящие под такие требования шасси появились далеко не сразу, особенно с учетом того, что во второй половине 30-х годов выявилась явная необходимость иметь также полный привод.
В июне 1940 года была запущена программа разработки легкой полноприводной машины-разведчика. Первой на новую спецификацию отреагировала American Bantam Car Company, которая 23 сентября представила Bantam Pilot. Принцип "кто первый встал, того и тапки" сработал в полной мере. Пока конкуренты готовили свои машины, American Bantam Car Company получила в ноябре 1940 года заказ на 69 улучшенных автомобилей BRC 60 (Bantam Reconnaissance Car). А далее последовал заказ на еще 1430 машин Bantam BRC 40. Неудивительно, что и первый колесный истребитель танков, Gun Motor Carriage T2, был разработан на базе Bantam BRC 40. Впрочем, дальше American Bantam Car Company не повезло. Сначала она проиграла конкурс на разработку машины крупной серии, а затем выяснилось, что Bantam BRC 40 в качестве базы для истребителя танков слабоват.

Collapse )

В далекий край кукуха улетает

Сейчас идет весьма шумное обсуждение очередного творения нашего кинотворчества - фильма "Девятаев". Собственно, наличие фиги в рукаве не особо удивительно. Оно ожидаемо, можно было даже не ходить, чтобы это понять. Тут еще градус пошел в виду известной песни, исполненной Тиллем Линдерманном. Вот уже где совсем клиника. И да, ему уже прилетел ответ, можно сказать версус. Бессмысленный и беспощадный.
Collapse )

Правильное совмещение

В этом году, по ковидным причинам, марш Бессмертного Полка не состоялся. Но не везде. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. Как раз это случилось на нынешнем Параде Победы в Москве. Один из членов парадного расчета зенитного ракетного комплекса "Тор" совместил, так сказать, одно мероприятие с другим. Вряд ли это была самодеятельность, явно ему разрешили, но получилось на пять баллов.
Collapse )

Правильное оформление

Отдельным видом изобразительного искусства стало такое направление, как оформление исторических формуляров частей и журналов боевых действий. Дембельские альбомы ведут свою родословную как раз от них. Если в части был правильный штабист, не лишенный творческой жилки, то журнал был весьма нарядным. А уж если там еще и фотограф штатный имелся, это настоящая находка для исследователя. Лишний раз это показывают альбомы, которые стали не так давно выкладывать. Особенно интересно там оформление под конец войны, много интересного есть.
Как раз такая финальная точка здорового человека нашлась в альбоме 8-й отдельной гвардейской истребительной противотанковой артиллерийской бригады. Это там, где командовал полковник Никифор Дмитриевич Чевола, Герой Советского Союза, отличившийся в начала 1944 года. Да и не только тогда. Воевать он умел очень хорошо, что не раз доказывал делом. Так вот в формуляре бригады очень правильный финал боевых действий. Прямо художественное исполнение на пять баллов.
Collapse )

Парадная "Катюша"

Сегодня во многих городах нашей страны проходят парады, приуроченные ко Дню Победы. Прошел он и в Уфе. По улицам города прошла военная техника, прибывшая из Музея Техники Вадима Задорожного. За последнее время музей восстановил и воссоздал немало образцов техники военного и довоенного периода, подобное использование - дело очень правильное.
В числе парадных машин и вот эта. Система залпового огня М-13 на шасси Studebaker US6. Причем это именно М-13, не нормализованная. У них есть отличия по деталям. Сделано весьма неплохо, особенно с учетом того, как многие типа "студеры" выглядят.
Collapse )