Дизельпанк

Голиаф? Нет, не слышал

Одним из наиболее известных образцов "секретного оружия" немецкой армии является самоходная мина Goilath, она же Leichte Ladungsträger. Данная конструкция, созданная фирмой Borgward из Бремена, создавалась как инженерная машина, предназначенная для создания проходов в линиях обороны, включая и минные поля. Особенностью "Голиафа" было использование электромоторов как движители (впрочем, позже появилась более дешевая версия Sd.Kfz.303, оснащенная двигателем внутреннего сгорания) и управление по проводам. Впрочем, какой-то высокой эффективности одноразовые инженерные машины не добились.
Самое главное, что называть излишне оригинальной данную машину крайне сложно. а самом деле предки Leichte Ladungsträger существовали еще в годы Первой мировой войны, прежде всего, ими занимались французы. Подобные аппараты даже существовали в виде серийных изделий, но не успели применить. Основной их задачей было совсем не уничтожение танков, создавали их для уничтожения вражеских заграждений и преодоления линий обороны. Собственно говоря, ровно то же самое, что и позже сделали немцы. Так что немецким данное изобретение является ровно так же, как и электромеханические трансмиссии для танков. Французы в этот момент начинают громко смеяться. Насчет аналогов "Голиафа" могут посмеяться и у нас. Первые отечественные эксперименты слчились в Первую мировую войну, а инженерные машины с зарядом взрывчатки применяли с советско-финскую войну. Причем это была машина посложнее - с радиоуправлением. Впрочем, к одноразовым машинам у нас быстро охладели, поскольку дорого, посему основной идеей было использование "зарядного ящика", который должен был довозить телетанк и сбрасывать. После начала войны данные работы прекратились, но при этом военинженер 3-го ранга А.П. Казанцев (тот самый, кто позже стал писателем-фантастом) создал серию танкеток, которые по концепции здорово напоминали Leichte Ladungsträger. Больше того, применили их там же, где состоялся боевой дебют "Голиафов" - на Крымском фронте. Правда, к идее быстро охладели, потому как было дорого, сложно и не очень эффективно. Тем не менее, и были, и применялись.

Collapse )

"Изводить противника психически"

Так сложилось, что Немецкий Африканский Корпус практически всё время своего существования сильно страдал от нехватки танков. Пафосные кадры хроники с Роммелем - это одно, а обратная сторона медали, когда Роммель вечно был вынужден как-то прикрывать дыры итальянцами - совсем другое. Особенно не хватало средних танков, при наличии у немцев двух полнокровных дивизий на весну 1941 года в Северной Африке я бы лично на англичан не поставил. Как минимум до Каира бы всё это бы доехало.
Вот только этих самых полнокровных дивизий не имелось, посему битва за Северную Африку напоминало сражение двух инвалидов. У одного инвалида танки были, по большей части, косые-кривые, а у второго их было банально мало. Вот и шли в хорд разные ухищрения. В том числе и такие. Иногда, когда у Роммеля совсем было весело на душе, такое запускали верхом на машине. Англичане от такой фанерной толпы пугались и тормозили наступление. Годом спустя уже англичане развлекались точно так же.

Collapse )

"Что в моей голове"

Среди архитекторов тоже хватает людей с весьма развитым креативным мышлением. И оно периодически выдает весьма своеобразные результаты. Получилось даже как-то скрепно, но не буду задавать вопрос, где у такой постройки находится черный выход.
Collapse )

"Уж послали, так послали"

Так сказать, лучший подарок. Вот просто интересно, а кто это всё читает?
Трагическая случайность забросила Дмитрия Мелехова в далекое прошлое, в 1941 год, за несколько месяцев до одного из самых кровавых и жестоких периодов в истории нашей страны. Чувствуя себя брошенным в безжалостную пучину, и страдая от собственной беспомощности что-либо изменить, Дмитрий безуспешно пытается достучаться до руководства государства. Однако, маховик судьбы не так просто повернуть вспять и черная орда с запада, состоящая из миллионов солдат, тысяч танков и самолетов вновь наносит страшный удар по Советскому Союзу. С трудом выжив в мясорубке первых дней войны, Мелехов добирается до Москвы и предлагает хозяину Кремля свои знания будущего, которое уже никогда не станет прежним.
Collapse )

За часы до

Существует теория, что начало Великой Отечественной войны Красная Армия встретила совсем не подготовившись к немецкому нападению. В принципе, по большей части это действительно так, но не совсем. Не только адмирал Кузнецов дал указание привести флот в боеготовность. Аналогичные приказания пошли и по частям Красной Армии, в том числе и от Жукова. Другой вопрос, что эти указания пошли в самый последний момент, посему кто-то успел их исполнить, а большая часть нет.
Collapse )

Аэродромный трудяга

Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской авиации военного периода, часть из которых была поднята на местах падения. Машины сохранены как есть, и в этом тоже их большая ценность. Тот же Як-1 вообще огромная редкость.
Так вот, стоят машины не просто так, а вписаны в мини-диорамы. Тут и аэродромный быт, и сценки на месте падения, и так далее. И вот как раз в одном из уголков стоит данная машина - пикап ГАЗ-4. Надо сразу иметь в виду, что диорамная машина - это часто вообще макет, так что не стоит искать тут мега-реставрации. Но сама машина для авиации вполне видовая. ГАЗ-4 даже перевозили по воздуху, в общем, для авиации вполне топичный аппарат.
Collapse )

Не такая уж и учебная "копейка"

Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и сами шасси, сами башни с подбашенными коробками изначально делал Krupp, но с данным начинанием случился конфуз. Они попросту не выдержали испытаний, посему позже контракт на подбашенные коробки и башни перешел к Daimler-Benz werk 40. А танки первой серии стали учебными машинами. Таковых набралось 150 штук. Собственно говоря, танки 2-й, 3-й и 4-й производственной серии, которые позже стали Pz.Kpfw.I Ausf.A, оказались тоже "не очень". В том числе и по причине не впечатляющих данных по силовой установке Krupp M305.
В результате к концу 1935 года появился новый мотор - 100-сильный Maybach NL 38, который поставили на измененное шасси, известное также как La.S.-May. (La.S. с мотором Maybach). Впрочем, называлось оно обычно иначе - Pz.Kpfw.I Ausf.B. Оно получилось явно лучше предшественника, вот только в 1936 году пулеметный танк был уже не столь актуален. Посему выпуск 5a.Serie/La.S. составил 253 штуки, а 6a.Serie/La.S. - 146 штук. При этом больше всех танков данного типа выпустил Henschel. На Pz.Kpfw.I обкатывали тактику выпуска машин одного типа несколькими заводами, посему, помимо Grusonwerk (Krupp) и Henschel, эти машины собирались силами MAN и Daimler-Benz. Итоговая цифра составила 399 Pz.Kpfw.I Asuf.B, плюс 232 командирских танка Kleiner Panzerbefehlswagen. Но на самом деле их оказалось больше.
Во всё том же 1936 году с Krupp был заключен контракт на выпуск 120 учебных танков 5b.Serie/La.S, известных как Schulfahrzeug. Само шасси оставалось ровно таким же, как у "боевых" La.S.-May., разница заключалась в "верхе". Подбашенная коробка не ставилась, вместо нее делалось ограждение в виде поручней, за которые одновременно хватался дополнительный экипаж. Надмоторную плиту делали из неброневой стали, которая была еще и тоньше. Получился вполне неплохой учебный танк, весьма резвый (удельная мощность без подбашенной коробки и башни, а также с облегченной надмоторной плитой оказалась куда выше 20 л.с. на тонну) и отлично подходящий для обучения экипажей. Изготовили их 295 штук, а дальше наступил черед еще более интересных машин.

Collapse )

Закрытие мотосезона

В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно. То дорога добьет, то сюрприз с неба.
Collapse )