"Кушать подано!"

Идеологическая подкованность была свойственна Красной Армии и тех частей, которые в нее входили. Местами с оттенками весьма толстого троллинга. Вот такой привет из прошлого прилетел с Туркестанского фронта, меню 100-летней выдержки.
Collapse )

"Делаем, как можем!"

На всякий случай напоминаю, что завтра, в парке "Патриот", пройдет военно-исторический слет "Моторы Войны". В субботу будет ралли, в воскресенье продолжится. Правда, с учетом того, что у нас сверху льётся, погодка будет экстремальная. Надеюсь, что всё же будет получше, по крайней мере Gismeteo говорит, что лить должно поменьше. А в воскресенье кончится дождик, так что поглядим.
Так вот, помимо машин из частных коллекций, будет еще одна интересная машина, которая скоро должна занять место в музейном секторе парка "Патриот". Это единственный сохранившийся в России Т-50, всего таких танков осталось два. И если танк из Паролы выглядит, скажем так, не очень, то машина из Кубинки вполне комплектная. Правда, немного зная, кто делал машину, результат "реставрации" был слегка предсказуем. В общем-то данная команда реставрацией не занимается, скорее это "приведение в ходовой вид", не более того. Дальше будет немного комментариев, но в целом понятно, почему я лично пока выступаю против перемещения танков из ЦМВС в "Патриот". Ничего хорошего пока их там не ждет.
Collapse )

"Пользуйте то, что есть"

На прошлой неделе у меня вышел материал, посвященный Т-34. Вообще это весьма больная тема, поскольку это самый массовый танк Второй мировой войны, да еще и чаще носящий звание лучшего танка в истории. Это постоянно оспаривается, да и в целом всякие эксперты летят на эту тему, аки мухи сами на знаете что. Вот и куча болезных налетела в этот раз, включая любителей пофапать на Hugo Boss. Правда, как обычно получилось смешно, особенно по статистике. Особенно понравились одаренные, которые набегают с утверждением про 50 тысяч уничтоженных Т-34 и Т-34-85. Имеющаяся статистика ГБТУ КА, как и имеющаяся статистика по немцам (кому надо, ищите Panzertruppen, там хорошие разбивки по потерям), выдает крайне внезапные вещи.

Во-первых, за 1941-44 годы общие безвозвратные потери Т-34 составили около 30 тысяч машин, пик (14 тысяч) пришелся на 1943 год, на втором месте 1944 год (12 тысяч). Такой пик потерь объясняется довольно легко. Как раз в 1943 году, да и большую половину 1944 года, Т-34 находился в статусе машины, которая уже не превосходила немецкие танки. Кроме того, у немцев существенно вырос объем самоходной артиллерии, а также с весны 1943 года началось доминирование Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, плюс в июле 1943 года состоялся боевой дебют Pz.Kpfw.Panther. Собственно говоря, именно по этой причине соотношение потерь Т-34 и других немецких средних танков наихудшее - 14 тысяч Т-34 против примерно 5,5 тысяч немецких средних танков. Это примерно соответствует соотношению на 1942 года - 6700 Т-34 на 2,5 тысячи немецких средних танков, включая Pz.Kpfw.38(t), использовавшихся как эрзац-средние. Такие цифры, с учетом "успешности" ряда наших операций 1942 года, не особо удивительны. Ну а в 1944 году ситуация уже иная. На 12701 потерянных Т-34/Т-34-85 приходится 6022 немецких средних танка. При этом во всех случаях считаются только танки, немецкие самоходы не в счет. То есть имеем максимально где-то 1:2,7 в немецкую пользу. Во-вторых, 30 тысяч и 50 - разница немаленькая, согласитесь. И даже с учетом максимальных потерь (7 тысяч по Кривошееву) не набирается нужная сумма. Причем эти самые цифры вызывают большие вопросы, поскольку даже в апреле 1945 года 1-й БФ безвозвратно потерял 451 танк. И даже если считать статистику потерь на уровне 1944 года, там 7 тысяч за 4,5 месяца не наберется от слова совсем. В-третьих, такие огромные потери Т-34 вполне легко объяснимы. Ни один другой танк не использовался в таких количествах. Если начать измерять среднюю температуру по больнице, особенно коэффициент выживаемости, то вылезет немало интересного.
Впрочем, разговор сейчас пойдет не про это. Давайте лучше поговорим о том, почему Т-34/Т-34-85 стал главным советским танком, почему ему не было достойной замены вплоть до начала 50-х годов, а также почему купцовщина, которой зачастую подвержены и серьёзные исследователи, и реальная жизнь - это две большие разницы.

Collapse )

"Земля и люди"

Есть отдельные категории профессий, у которых имеется крайне специфичное чувство юмора. К этой категории относятся и работники ритуальных услуг. В Нижнем Новгороде с чувством юмора у ритуальщиков тоже всё нормально. Такой вот прыг-скок, прежде всего под стол.
Collapse )

Продукт долговременного допила

В 20-е годы немецкая армия (на тот момент Рейхсвер) предполагал иметь два типа танков. Первым из них был средний, более известный как Großtraktor, с 75-мм короткоствольным орудием. Второй появился чуть позже. Это был танк, более известный как Leichttraktor, вроде как легкий, но не совсем так. Машина получилась достаточно тяжелой, хотя до средних всё еще не дотягивала. Первоначально предполагалось, что у нее будет трехместная башня, но у немцев тогда многое шло не совсем так, как они предполагали. Посему после первых же испытаний башня стала двухместной. Да и в целом выяснилось, что межвоенные немецкие танки первого поколения оказались слегка так никакими. Кроме отрицательного результата, более ничего получено не было.
Обсуждение будущей замены Leichttraktor началось в конце 1933 года. Согласно первым прикидкам, вооружение в виде 37-мм пушки, которое ставилось на L.Tr., заказчиков в лице немецких военных вполне устраивало. Полноценные требования к новому типу танка появились немного позже – в январе 1934 года. К тому моменту на Leichttraktor Rheinmetall испытали свечную подвеску, которую немцы подрезали у танков Кристи. Суда по дальнейшим событиям, подвеска показала себя неплохо, как минимум не хуже того ужаса, что у немцев стояло на их "легких тракторах". Так вот, в начале 1934 года 6-й отдел Департамента Вооружений сформировал требования на шасси танка, получившего обозначение Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода». Машина предполагалась 10-тонной весовой категории. Это никого не должно смущать, на самом деле масса предполагалась минимум 12 тонн. На спецификацию отозвалось 4 компании - Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Из них достаточно быстро фаворитами оказались MAN и Daimler-Benz. Последняя отказалась от участия в программе Leichttraktor, но зато получился реванш с Z.W. Вскоре из проекта вышла MAN, в результате чего Daimler-Benz получила контракт на два опытных шасси танка. Кстати, в конце 1934 года он получил название 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen, то есть «боевая машина с 37-мм орудием». Ну а больше этот танк известен как Pz.Kpfw.III Ausf.A.

Collapse )

Главное - хорошенько забыть!

Есть самые разные способы поиска сокровищ. Да и сами сокровища бывают разными. Совсем не обязательно это должны быть изумруды или золото, творение человеческих рук тоже иногда на них тянут, причем не из драгоценного металла. Главное - чтобы вылежалось.
Именно это и случилось с большой партией M1 Carbine, которую в своё время продали в Эфиопию. Не то, чтобы страшный раритет, но денег за него вполне можно получить. Так вот, эфиопы их уже давно не используют, карабины давно отправились на склады, где их благополучно забыли. Пока не нашлись интересующиеся люди из Royal Tiger Imports. Теперь предприимчивые граждане хотят переправить их в США, на гражданском рынке они вполне пользуются спросом.
Collapse )

К памятной дате

Если кто забыл, сегодня 81 одной дате, а именно Освободительному походу Красной Армии. По совпадению, некоторые издания приобщили данную дату к действам вокруг "Северного Потока-2". С веселыми картинками. И если нашему гаранту, наверное, будет льстить такое сравнение, то фрау канцлеру тут обидно было.
Collapse )

"Чем бы еще СМЕРШ-у" заняться"

Обычно аббревиатура СМЕРШ вызывает у окружающих смешанные чувства. Поиск врагов, страшные люди, вот это всё, у Флеминга так и вовсе страх и ужас. На самом деле СМЕРШ нередко занимался вещами, которые мало похожи на то, с сем их ассоциируют. Например, вот такая докладная записка пришла в декабре 1943 года от В.С. Абакумова в адрес И.В. Сталину. В ней, ВНЕЗАПНО, речь идет о положении бойцов 11-й запасной стрелковой бригады в Харькове:

"Государственный комитет обороны
Товарищу Сталину
По сообщению отдела «СМЕРШ» Харьковского военного округа, личный состав 11-й запасной стрелковой бригады, дислоцирующейся в гор. Харькове*, не обеспечен продовольствием и обмундированием, бойцы находятся в антисанитарных условиях, что способствует распространению эпидемических заболеваний.
При штатной положенности 11-ой запасной стр[елковой] бригады в 20 661 человек по состоянию на 12 декабря с.г. в ней насчитывается 39 640 человек, призванных в ноябре-декабре с.г. с освобожденной от противника территории. Из этого числа 27 216 бойцов вовсе не имеют обмундирования.
Весь личный состав не обеспечен постельными принадлежностями, а казарменные помещения до сих пор в порядок не приведены.
Среди бойцов большая завшивленность, в результате чего ряд красноармейцев заболел сыпным тифом."


Collapse )

Каждый защищается, как может

Есть такая модная тема - обсасывать немецкие тяжелые танки и САУ, называя их чуть ли не ультимативным оружием. Между тем, если посмотреть слегка так поглубже на ситуацию, выяснится, что с 1944 года на вершине пищевой цепочки были совсем другие машины. В марте 1944 года состоялся боевой дебют тяжелого танка ИС-2, который фактически и стал лучшим тяжелым танком последних двух лет войны. Например, за весь 1944 год безвозвратные потери этих машин, включая и ИС-85, составили всего 425 штук, в то время как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E за то же время списали 790 штук. Дальше сравниватиь статистику уже бессмысленно, поскольку "Тигров" стало столь мало, что уже случится арифметическая прогрешность.
Еще более интересная ситуация наблюдается с самоходными артиллерийскими установками ИСУ-152. На фронте они также появились к марту 1944 года, при этом за весь год их безвозвратно потеряли 369 штук. При этом к 1 января 1945 года их в войсках числилось 974 штуки. Это больше, чем немцы выпустили всех тяжелых САУ вместе взятых. Машина оказалась универсальной: теоретически создавалась она как средство борьбы с вражескими укреплениями, но именно ИСУ-152, чаще всего, боролась с немецкими танками. Не то, чтобы МЛ-20с была под это "заточена", но попадание ее снаряда ничем хорошим не заканчивалось. Правда, броневая защита была рассчитана на орудия среднего калибра, вроде 7,5 cm Pak 40, так что "танковать" ИСУ могли весьма ограниченно. Вместе с тем, встречались единичные случаи попыток усиления этой самой защиты.

Collapse )

Штабной раритет

Если кто еще не в курсе, то в ближайшие выходные, на территории парка "Патриот" состоится международный военно-патриотический слет "Моторы Войны". Смотрите за программой на страничке "Моторов", могу сказать, что в субботу техника будет доступна на площадке перед Главным Храмом Вооруженных Сил с утра, и где-то днем. Экипажей будет немного поменьше, чем на августовских "Моторах", но где-то с три десятка раритетных грузовиков, джипов, мотоциклов и бронемашины точно будет. Плюс предполагается показ Т-50, который восстановили до ходового состояния.
Будет на "Моторах Войны" и раритет, который стал дебютантом мероприятия в районе Черноголовки. Речь идет о штабном автобусе ГАЗ-05-193, который выпускался на шасси ГАЗ-ААА. Снаружи вроде утилитарная вещь, а что машина непростая, понимаешь, когда оказываешься внутри. Там прямо натурально кабинет, со столом, на котором можно развернуть большую карту и провести совещание в поле. Автобусов этих было выпущено где-то две с половиной сотни штук, а остался один. Сейчас он находится в коллекции проекта "Военный Ангар" Игоря Шишкина.
Collapse )