"Бомбануть Нью-Йорк"

В 30-е годы у немцев родилась далеко не самая дурная идея создания флота дальних бомбардировщиков, имевших общую тему "Урал Бомбер". Идея заключалась в том, чтобы создать силу, способную перемалывать советские промышленные предприятия вне зоны действия обычной авиации. Несмотря на то, что программа не закончилась чем-то реально стоящим, сама она совсем не была лишена смысла. Такие самолеты могли очень сильно осложнить выпуск танков и другого вооружения в военные годы, особенно с учетом не самой лучшей ПВО. Но что случилось, что случилось, немцы сами себе поломали идею. Точнее, своей гибелью Вальтер Вефер сам утащил за собой в могилу программу "Урал Бомбер".
История иногда идет по спирали, и что вы думаете - появился аналог "Урал Бомбера". На смену пришла программа "Америка Бомбер", то есть дальний (по сути стратегический, с учетом дальности) бомбардировщик, способный достичь США и разгрузиться над их территорией. Так вот, среди тех, кто включился в конкурс, оказалась и Messerschmitt AG. По этой программе был создан довольно интересный, и по своему красивый самолет - Me.264. Вообще-то изначально там строили не бомбардировщик, а разведчик, но с большой дальностью. Так что под задание он вполне подходил.

Collapse )

"Чем бы дитя не тешилось..."

Немецкое танкостроение закончило войну, находясь в состоянии глубочайшего кризиса. Фактически даже то, что находилось на бумаге, или в виде тактика-технических требований, уже если не отставало, что как минимум топталось на месте. Между тем, с точки зрения авиации немцы за 1943-45 годы умудрились наплодить целую кучу всяких вундервафель, причем там не одна сотня всяких странных конструкций. На этом основании еще лет эдак 30-40 назад появилось то, что можно называть арийскими бронефантазиями. Это когда отдельные личности додумывали всякое разное за немцами. Вот бы немцы сами удивились тому, что им насочиняли.
Иногда в развитии темы обвиняют одну широко известную игру про мирные цистерны, но на самом деле всё появилось куда раньше. Собственно, сначала появились всякие забавные публикации, бумажные, потом подтянулись стендовые моделисты, а потом была еще такая игра, как Panzer Front. Самое смешное, что с завидным постоянством всякие модные явления гуляют туда-сюда, причем исходники видны очень хорошо. Посему то, что понаделали моделисты, часто можно потом видеть во всяких публикациях. Самое смешное, когда такое вводится в научный оборот (вот вам смешно, а оно реально так).

Collapse )

Турецкий родственник M113

В парке "Патриот" одной из периодически обновляемых экспозиций является открытая площадка, посвященная конфликту в Сирии. После того, как бармалеев во многом извели, а бабаев отогнали в Идлиб и потихоньку там прессуют, поток новинок несколько спал, но иногда они всё же приходят. Конечно, всему этому бы навес, ибо это уже частичка истории, но после "деревни дураков" уже очень даже неплохо. Сюда, кстати, доходят далеко не все, так что гамадрилов, лазящих по технике, меньше.
За период, что меня тут не было, кое-чего добавилось. В том числе и вот этот аппарат. Знакомьтесь - ACV-15, детище турецкой компании FNSS Savunma Sistemleri A.Ş.. Машина турецкая, но сам по себе исходник американский. Турки в своё время имели (да и до сих пор имеют) массу M113, так что использовать данную базу самое оно. Сам по себе аппарат постоянно переделывался, ныне у него другой боевой модуль, а в данном случае как на M113 ACAV. Так вот, появился он на сирийской экспозиции неслучайно. Совершенно случайно, очевидно же, AVC-15 оказались в руках боевиков, имеющих отношение к туркам. Ну а дальше - "сам приехал". На сирийской экспозиции таких машин три, но эта самая живописная. Вроде даже целый спереди, но уже быстро глаз цепляется на стоящую набекрень "башенку". Дальше начинаешь идти вдоль, а там... Похоже, что чего-то сверху прилетело. Десантное отделение превратилось в волшебный мир плавленного люминия, в общем, крайне живописный экспонат. Моделистам на заметку - как выглядит реально раздолбанный алюминиевый БТР.
Основная галерея тут: https://web.facebook.com/yuripasholok/media_set?set=a.2631981030353308&type=3
Collapse )

Сила природы

Сила самоочищения - она такая. Как показали события этой весны, она способна к самоочищению, причем весьма внезапному. В данном случае природа настолько очистилась, что...
Collapse )

Переоценка собственных сил

Нынешняя пятница снова попала на одну знаменательную дату, хотя и не круглую. 81 год назад состоялось первое полноценное сражение бронетанковых сил Красной Армии с танками противника. Безусловно, была Испания, но противники там выглядели, откровенно говоря, уступающими советским танкам, да и официально Красной Армии в Испании не было. Были добровольцы. В случае же с конфликтом в районе реки Халхин-Гол всё было иначе. Во-первых, друг с другом столкнулись две крупные армии - Красная и Квантунская (Японская императорская). Во-вторых, у обеих армий имелись танки, причем для японцев сражение в районе реки Халхин-Гол стало боевым дебютом сразу нескольких типов танков. В-третьих, у обеих сторон еще не было опыта боя "танки против танков" в крупном объеме. Собственно говоря, его особо не было ни у кого, обычно танки применялись либо небольшими группами, либо против пехоты. Бой "танки против танков" в ходе сражения у реки Халхин-Гол стал первы по-настоящему крупномасштабным случаем танковой баталии данного типа.


Танкисты 3-го танкового полка на обеде, конец июня 1939 года. На заднем плане один из 4 Чи-Ха.

Первый крупный танковый бой стал одним из эпизодов Баин-Цаганского сражения 2-5 июля 1939 года. Боевые действия для советских танковых сил четко разделаются на два сектора. Первый - бои против пехоты, и они оказались крайне спорными с точки зрения результатов. Танки 11-й танковой бригады атаковали боевую группу генерал-майора Койчи Кобаяси, в которой танков не было. В этих боях советские танки понесли тяжелые потери, хотя задачу, в общем-то, выполнили - японцы были вынуждены отойти. А вот то, о чем пойдет речь дальше, случилось в тот же день, 3 июля 1939 год, юго-восточнее. Здесь действовала группа под командованием генерал-лейтенанта Ясуоки Масаоми, который командовал 1-й механизированной бригадой. Именно здесь и случилось сражение "танки против танков", точнее, "танки против танков и броневиков". С японской стороны наиболее массовым стал легкий танк Тип 95, он же Ха-Го, а с советской стороны - БТ-5. Причем для японской стороны этот бой закончился крайне неудачно. Если 11-я танковая бригада, понеся тяжелые потери, задачу выполнила, то для японских танковых частей 3 июля 1939 года стало днем фиаско.

Collapse )

Улететь, но не очень высоко

Некоторое время назад одним из модных направлений развития был космический туризм. Единицам всё же повезло слетать в космос, а так пока направление пока если не топчется на месте, то явно не торопится сильно развиваться. Бренсон и его Virgin Galactic, после гибели первого аппарата, замедлились, остальные еще медленнее развиваются. Между тем, желающих улететь вверх немало, так что появляются альтернативы, пониже, но попроще. По крайней мере, проще на бумаге.
Одна из них - Neptune spaceship, проект Space Perspective. Правда, в данном случае слово spaceship - ну такое... На самом деле это аэростат, который планируют запускать на высоту до 30 километров. В принципе, высоко, еще не космос, но уже стратосфера. Два часа наверх, два часа на высоте 30 километров, дальше вниз, с приводнением. Посмотрим, чем всё это закончится. Ежели наберут заказов, может и выгореть. По крайней мере, цена полета будет куда ниже, чем суборбитальный полет. Где-то 50-75 тысяч зеленых рабовладельцев. Space Perspective предполагает тестовый полет в следующем году, но учитывая нынешние реалии, может и затянуться реализация.
Collapse )

Ну, с праздником

Если кто любит отмечать всякие даты, то сегодня тоже есть повод. Сегодня у нас день спортивной журналистики, причастных с праздником. Заодно хочется поздравить "Матч-ТВ" и пожелать им сходить в книжный магазин. А там купить букварь.
Collapse )

"...но мы держим рубежи"

Одним из часто упоминаемых формирований немецких вооруженных сил в конце войны являются бойцы Фольксштурма. Их, вместе с Гитлерюгендом, часто вспоминают, иногда почти как полу-рэмбо. Но на самом деле всё куда прозаичнее и не так героично. Как и многие другие народные формирования, уровень боеспособности был, скажем так, слегка специфичным, а уже если к этому прибавить уровень обеспечения вооружением... Вот как раз пример такого фольксштурма, который нарыл kris_reid. Вполне себе типовая ситуация, как обеспечение, так и боеспособность. И это еще до конца войны еще несколько месяцев, видимо, уже понимали, что к чему.
Collapse )

Безбашенная качалка по-шведски

Когда шведы сами брались за танки, на свет появлялись весьма странные конструкции. Собственно говоря, уже к концу Второй мировой войны шведы, используя "наследство" Отто Меркера, начали сооружать нечто странное. Это касалось вооружения - с завидным постоянством они хотели воткнуть что-то с магазинным питанием, дабы пушка имела возможность "выплюнуть" серию выстрелов, не оставляя противнику ни единого шанса на выживание. При этом танк оставался в пределах 25 тонн боевой массы, ибо с моторами у шведов дела обстояли не очень.
Та же самая концепция переродилась в 50-е годы в танк, более известный как EMIL. Изначально у шведов, которые решили подсмотреть идеи у французов, с которыми тогда плотно сотрудничали. Поначалу всё выглядело заманчиво - 120-мм пушка, магазинное заряжание, очень хорошие углы склонения, бронирование на уровне тяжелого танка (лоб корпуса 70–120 мм, башни 125–200 мм), и всё это при проектной массе 28 тонн. Но... как гласит поговорка, гладко было на бумаге. А дальше начались типовые хотелки, которые довели дело до очевидного финала. Сделали шасси, именовавшееся как Krv, но не смогли в башню и вооружение. Да и масса дошла до почти 50 тонн. В общем, 10 лет работ по танку нового поколения превратились в былинный отказ. И это Landsverk, которая до того была безоговорочным лидером шведского танкостроения. Там, правда, с башней и вооружением обделалась Bofors, но ведь и шасси получилось "не очень".
Со стороны шведской армии работы по данной теме курировались Департаментом вооружений (KATF, он же Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning). Непосредственным лицом, который занимался проектом EMIL/Krv, был Свен Берге, к тому моменту имевший большой опыт работы в KATF. Он осознавал, куда всё движется, посему стал прорабатывать концепцию боевой машины иного типа. Во многом она соответствовала исходным тактико-техническим требованиям начала 50-х годов. Согласно им, машина должна была иметь боевую массу 30 тонн, 105-мм пушку в качестве основного вооружения, автомат заряжания, а также обладать высокой подвижностью и защищённостью. Проблема была в том, что к середине 50-х годов соблюсти эти требования и не выйти за пределы 30 тонн боевой массы не представлялось возможным. А решением проблемы стала "Альтернатива S", то есть создание танка без башни. Таковым оказался Strv S, он же Strv 103, принятый на вооружение в 1967 году. До сих пор этот танк носит звание самой странной послевоенной боевой машины. Хотя странной она кажется лишь отчасти.

Collapse )

Еще одна попытка возродить

"Руссо-Балт" является одной из золотых мечт многих коллекционеров автомобильной техники. Да, может и для мирового автопрома заурядная марка, но не для России. Один из редких примеров, когда русский автомобиль всё же стал более-менее серийным. Самой массовой и дорогой стала модель С-24/30, вполне приличная для своего времени машина. Всего их выпустили 347 штук, 2/3 с открытым кузовом "торпедо", который вполне подходил на роль штабной машины. Собственно говоря, такова была судьба большей части этих машин, на этой же базе делался и броневик.
Ни одного автомобиля этого типа до наших дней не сохранилось, но некоторые всё же решились на воссоздание данной машины. Причем таковых нашлось минимум два коллектива. Оба присутствовали на недавней Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина. В данном случае пока дело дошло до шасси, но есть конструкторская документация. Посмотрим, чем всё закончится, даже если это будет хорошая реплика, уже хорошо.
Collapse )