"Уругвай наш!"

Одним из наиболее страшных и тяжелых случаев в современном дизайне - это когда художника запускают в эти ваши интернеты без "смотрящего". Именно такое произошло с тем, кто ваял данное эпическое полотнище в парке Анапы. Вроде ничего, летят самолеты, и корабль горит, немецкий, но если присмотреться. Вот в этот момент у тех, кто хоть немного разбирается во флоте, разрывает пополам мозг.
Collapse )

Работы в ЦМВС 11.07.2020

Последние дни нас вовсю пугают дождем. Ну да, он, конечно, есть, но в минувшую субботу не состоялся. Да и в воскресенье под него так и не попал, хотя парило нещадно. Ну а это означало, что в субботу работали по-серьёзному. А заняться было чем, тем более что собрался вполне себе кворум - 5 человек. Так что работы хватало сразу на два фронта.
В прошлом году по БА-6 были проведены работы по приведению в порядок крыльев. Они были не то, чтобы убитые, но в целом выглядели неважно. В общем, их привели в надлежащий вид, одна беда - покрасили не в тот оттенок, что корпус. Больше полугода жили с ними ка есть, и вот на прошлой неделе поступило указание - привести в соответствие. Ну а поскольку с ветром была беда, выход напрашивался сам собой - работать вручную. Вот этим основной состав и занимался. Вторым фронтом работ стал БТ-7. Мы им потихоньку занялись, посему возникла логичная идея привести его более-менее в порядок. Убрать всякую дичь новодельную вроде этажерки под аккумуляторы, ободрать покрасить, в общем, сделать более-менее экспозиционного вида. Так что начался адЪ. Снова включился режим чумазика, своим видом пугал редких посетителей. Какая, нафиг, ковидла, от меня она бегает! А в воскресенье утром запахи и вкусы включились не сразу.

Collapse )

Метаморфозы в сложный период

В начале 30-х годов у Джона Уолтера Кристи был совсем не нулевой шанс подмять под себя американскую танковую программу. Его Convertible Medium Tank T3 имел очень неплохие шансы для того, чтобы стать основной боевой машиной и для пехоты, и для кавалерии. Конечно, минусом была высокая цена, кроме того, очень сильно подгадил экономический кризис, который оставил американских военных без денег. Но на самом деле даже не это стало главной причиной провала. Представьте себе ситуацию, что вам нужно пальто, за ваши деньги, а исполнитель сделал хорошую, но жилетку, причем настойчиво убеждает, что вам нужна жилетка. Так вот, а теперь представьте, что вам предлагают танк, вроде перспективный, испытатели аж повизгивают от восторга, но он вообще изготовлен вне тактико-технических требований. Что еще хуже, исполнитель в виде U.S. Wheel Track Layer Corporation наотрез отказывается сделать из по сути легкого двухместного танка полноценный средний танк, который хотел Департамент Вооружений.
Последней каплей стало то, что Джон Уолтер Кристи увлекся летающим танком, который, по его мнению, делал все остальные танки бесполезными игрушками. Продвигать он эту бурную фантазию начал в 1932 году, причем казалось, что не такая уж это и фантазия. В отличие от M.1931, новый танк, известный как M.1932, не имел башни — вооружение, состоявшее из 75-мм гаубицы M1920, расположили в каземате аналогично носовой пулемётной установке на M.1928. В качестве силовой установки применялся новейший авиационный двигатель Hispano-Suiza 12Y, развивавший мощность 750 л.с. С этой силовой установкой на испытаниях танк показал максимальную скорость 96 км/ч, при этом M.1932 двигался на гусеницах. На колёсном же ходу скорость оказалась просто фантастической — 190 км/ч! Естественно, Кристи пытался свою машину продвигать через друзей в Конгрессе, но военных эта игрушка не заинтересовала от слова совсем. И в данном случае Департамент Вооружений был абсолютно прав. С учетом того, что из себя представлял танк, он бы просто "перед смертью устал".
Результат данных действий оказались немного предсказуемыми. В 1933 году U.S. Wheel Track Layer Corporation, уже находясь на пороге банкротства, предложила Airborne Combat Car M.1933. Это была шестикатковая боевая машина (из них два центральных катка снимались), которая должна была подвешиваться под брюхом военно-транспортного самолёта или бомбардировщика. Вот только достойного носителя не оказалось, а боевые возможности машины выглядели еще более сомнительными. Годом спустя U.S. Wheel Track Layer Corporation признали банкротом. Отчасти положение спас новый партнер Кристи - бизнесмен Уильям Бигли, который являлся большим его поклонником. Впрочем, на время о новых танках пришлось забыть: потенциальным клиентам предлагались только эскизы танков, всё еще авиадесантных. И даже после того, как англичане заинтересовались его танками, было построено всего две новых машины. Из них одна, Airborne Tank M1937, далее неоднократно переделывалась.

Collapse )

Максимальное погружение

В этом году, в связи с этой нашей ковидлой, не состоится фестиваль "Времена и Эпохи". Жаль, хорошее мероприятие, а главное масштабное и атмосферное. При этом периодически на фестивале, а также соседнем с ним мероприятиях, случались разные истории, местами с элементами фарса. В том числе и с разными персонажами, включая бессистемную оппозицию. Так получалось, что буйных приходилось отлавливать своими силами, в результате получались ну очень живописные кадры. Вот тут прямо "придумаем подпись".
Collapse )

Бронефистинг

Ближе к 1944 годe советские танкисты впервые встретились с новинкой немецкой оружейной индустрии - противотанковой кумулятивной гранатой Panzerfaust 30. Это была весьма грозная штука - толщина пробиваемой брони достигала 200 мм по нормали. Впрочем, для того, чтобы поразить танк, требовалось немалое мужество, ибо 30 - это дистанция стрельбы. Поэтому нередкими были случаи захвата Panzerfaust, которые так и не успели применить. А вместе с ними захватывали и инструкции по применению.
Следует отметить, что немецкие противотанковые гранаты трофейные команды собирали в отдельные кучки. Предназначались они, прежде всего, для штурмовых инженерно-саперных бригад, как наиболее обученные. А еще довольно быстро для них сделали руководства. Особо не мучаясь и переводя немецкие. Правда, со своими нюансами. Тест на внимательность, художник явно прошел тест на профпригодность.
Collapse )

Дополнительное усиление

Одним из крайне немногих танков, которые выпускались англичанами во время войны и не вызывали уж совсем противоречивых чувств, оказался Churchill. Начав свою карьеру с, откровенно говоря, конфуза, дальше эти танки всё же смогли реабилитироваться. Сначала это случилось в Тунисе, где выяснилось, что танк вполне может работать как машина тяжелого класса, да еще и способна ползать по очень крутым склонам. Не менее интересно выглядело и боевое применение данных танков на советски-германском фронте. К нам, как и в в Тунис, шли танки, прошедшие капремонт. Так вот, при ряде недостатков эти боевые машины показали не хуже, чем тот же КВ-1с. При сходной броневой защите данные танки не сильно уступали в скорости (а средняя скорость по шоссе даже была ВНЕЗАПНО выше), а по вооружению и вовсе превосходили "облегченный" советский тяжелый танк. Кстати говоря, на Прохоровке, годовщина которой была позавчера, это был едва ли не лучший советский тяжелый танк. И не так уж плохо он выступил.
Именно неплохой боевой итог применения в Северной Африке стал причиной того, что Churchill оказался единственным английским танком, который было решено оставить в частях второй линии. Самой массовой версией при этом стал Churchill Mk.IV, выпущенный тиражом в 1622 танка. Также изготовили 241 Churchill V с 95-мм гаубицей, плюс 200 Churchill VI, главным отличием которых стала установка 75-мм орудия QF Mk.V. При этом нередко Churchill IV и Churchill VI путают, поскольку первый, в ходе модернизаций, также получил 75-мм орудие. Эта троица так и осталась до конца войны самой массовой, и это несмотря на то, что некоторым танкам к к тому моменту было по 2-2,5 года. В общем-то, это скорее говорит о том, что выбирать англичанам оказалось не из чего, но тем не менее. Практика показала, что данные боевые машины вполне имеют запас по модернизации, касалось это и броневой защиты. То же самое происходило и с Churchill III, которые также провоевали до конца войны. Самое интересное, что при этом модернизация (точнее, модернизации) проходили неоднородно.

Collapse )

Дважды невезучий пассажир Santa Fe

Среди тех несчастных экспонатов, которые попали на экспозицию «Поле победы» (хотя правильнее наверное называть "Деревня дураков"), оказался один из "пассажиров" транспорта Santa Fe. Он затонул 23 ноября 1943 года, двигаясь с довольно интересным грузом. На нем везли поврежденные в боях самоходки StuG 40 Ausf.G, а также 88-мм зенитные орудия. Везли на ремонт, но не довезли. Так вот, история имела продолжение. 15 декабря 1943 года немецкий противолодочный корабль UJ-102 шел по тому же маршруту, заметил массу железа, сбросил глубинные бомбы... зря он это сделал. На Santa Fe были боеприпасы, а глубина была 24 метра. В общем, ушел на дно UJ-102 стремительно. Так что там два корабля.
Так вот, не так давно со дна начали вытаскивать эти самые самоходы. Из них один оказался в Англии, где попал в коллекцию The Weald Foundation Майкла Гибба. Машину восстановили до ходового состояния, я ее в своё время даже немного поснимал. В виду большой коррозии покрыли циммеритом, в принципе, по времени вполне пойдет. Еще одна машина данного типа оказалась в Музее Техники Вадима Задорожного. Машина не на ходу, но потенциально это можно сделать, а сделана она очень даже ничего. А вот этому Штугу не повезло. Он оказался в Деревне Дураков, причем там его уже пожгли. Закинули покрышек и подожгли. Зачем - показать высокому начальству.
Collapse )

"Стильно, модно, молодежно"

В наше время довольно частым явлением бывает использование социальных сетей для привлечения дополнительных клиентов. Дело хорошее, но местами получается довольно спорно. Вот как в данном случае. Про сказочное Бали, конечно, вне конкуренции, но в общем недалеко.
Collapse )

Разведывательная альтернатива от Citroën

В 20-е и начале 30-х годов Citroën находился в зените славы, с точки зрения военных разработок. Благодаря сотрудничеству с Адольфом Кегрессом, первым, кто создал по-настоящему удачную полугусеничную схему, компания Андрэ Ситроена "отъела" приличный кусок военного "пирога". Да, он в межвоенный период был очень маленьким, но, как говорится, на безрыбьте и рак... Правда, поначалу в основном речь шла о полугусеничных автомобилях и броневиках на их базе. Тем не менее, был и танк: им оказался Renault FT-Kégresse, модернизация на ходовой части Адольфа Кегресса. Результаты боевых испытаний в Марокко оказались противоречивыми, но машина получилась серийная, она экспортировалась и даже чуток повоевала. Куда успешнее оказалась работа на кавалерию: уже в первой половине 20-х годов у нее появились полугусеничные броневики. Первым из них оказался itroën 10 HP P 4 T, изготовленный на полугусеничной базе Citroën-Kégresse P 4. Дальнейшее развитие этого направления привело к созданию Schneider P 16, первой массовой машины по программе AMC (Automitrailleuse de Combat, боевой бронеавтомобиль). Эти броневики по ряду ТТХ вполне тянули на роль колесных (точнее, полугусеничных) танков-разведчиков. Что по массе, что по вооружению, только броневая защита чуть хуже, да и то, смотря с чем сравнивать. У танков-разведчиков броня порой была ничуть не толще.
В такой ситуации появление полугусеничного танка было лишь вопросом времени. Нет, официально у кавалерии танков не было от слова совсем, но это официально. А на практике спецификация на бронемашины могла предусматривать полугусеничную, а то и гусеничную базу. Как раз это и случилось в ходе запуска 4 августа 1930 года программы моторизации французской кавалерии. Там почти сразу появился "броневик"-разведчик, здорово напоминавший танкетку. В 1931 году данная машина стала обозначаться как вседорожный лёгкий броневик для ближнего боя. Вскоре (16 января 1932 года) это обозначение сменилось на AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). Так вот, в конкурсе на AMR выиграла Citroën с полугусеничным "броневиком" Citroën P 28. Правда, счастье было недолгим: несмотря на то, что Citroën P 28 выпустили тиражом в 50 штук, с самого начала он рассматривался как учебная машина. А победа осталась за Renault и ее гусеничным танком-разведчиком Renault VM, который приняли на вооружение как ARM 33 VM. Но Citroën жаждала реванша, и он, спустя несколько лет, почти случился. Речь идет об AMR Citroën P 103, вполне удачной машине, которая стала жертвой обстоятельств.

Collapse )