Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

Штурмовик двойного назначения

Советские средние САУ имели довольно непростую траекторию судьбы. Изначально планировалось сделать что-то типа истребителя танков с круговым обстрелом. Пытались сделать его 2 раза, сначала до войны, а потом в конце 1941-начале 1942 года. Далее концепция сменилась: вместо истребителя танков решили сделать "штурмовик", оценив концепцию немецкого StuG III. Правда, 75-мм "плевательницу" не оценили, решив использовать более солидную 122-мм гаубицу М-30. Официально работы по этой теме запустили в апреле 1942 года, но получить результат удалось со второй попытки. 2 декабря 1942 года было подписано постановление ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38». Машину приняли еще до окончания испытаний, что привело к конфузу. Дело в том, что опытная машина УЗТМ оказалась с крайне неудобным боевым отделением, так что пришлось переделывать. Тем не менее, уже в конце декабря 1942 года были сданы первые СУ-35, чья конструкция, по сравнению с опытной машиной, была переделана.
Несмотря на то, что самоходку сделали в спешку, а боевое отделение было всё равно недостаточно просторным, боевая машина, более известная как СУ-122, получилась вполне удачной. Впервые данные машины применили под Ленинградом. Несмотря на неоднозначные результаты применения, связанные, в том числе, и с неправильным использованием машин (вы же железные, вот и штурмуйте), в целом СУ-122 показала себя вполне удачной машиной. Сначала их применяли в смешанной структуре, то есть совместно с легкими СУ-76, но опыт боёв показал, что такое применение имеет ряд недостатков. В результате появился штат №010/453, утвержденный в апреле 1943 года. Первой частью, сформированной по новому штату, стал 1452 САП (командир – майор В.Д. Данилов). Данная структура подразумевала наличие в полку 4 батареи по 4 СУ-122 в каждой. Также имелась командирская машина – Т-34, причем для данных целей использовались танки выпуска УЗТМ. Наконец, 23 апреля 1943 года вышел приказ НКО СССР № 0291, согласно которому отныне ГБТУ КА подчинялись структуры, ответственные за производство и разработку самоходных установок. Также была сформирована новая структура - Управление Самоходной Артиллерии Главного бронетанкового управления Красной армии (УСА ГБТУ КА).

Collapse )

Попытка усилить

Состояние английского танкопрома отлично показали бои за Францию, которые шли как раз 80 лет назад. У англичан на вооружении состояло аж четыре типа крейсерских танков, из них 3 находилось одновременно на производстве. Одним из них был Cruiser Tank Mk.II, являвшийся развитием более раннего A9 Mk.I, более известного под поздним индексом Cruiser Tank Mk.I. Основной идее создания данного танка стало усиление броневой защиты. Это позволяло защитить A10, так назывался изначально этот танк, от огня автоматических малокалиберных пушек, на тот момент одних из основных врагов танков с противопульным бронированием. В результате A10 получил броневую защиту толщиной 30 мм по периметру. Первый образец, A10E1 появился летом 1937 года, как раз к этому времени появились первые данные по боям в Испании. Было решено пустить его в серию как "тяжелый крейсер". Под этим обозначением подразумевалась более толстая броня, вот только и скорость стала существенно ниже A9 - где-то 26 км/ч. Почти как у пехотного танка.
Collapse )

Мечты об аэрошляпах

Впервые идея авиадесантных танков появилась в начале 30-х годов. Тогда Джон Уолтер Кристи предложил сделать очень быстрый безбашенный танк, на который ставилось оборудование для полетов. Впрочем, идея прожила недолго, ибо уже в 1933 году Кристи пришел к идее подвешивания скоростного безбашенного танка под брюхо самолета. Вот только самолета у него не было подходящего. Зато в СССР такой самолет нашелся - ТБ-3. Да и авиадесантные танки впервые реализовали тоже у нас. "Малыши" Т-37А и Т-38 вполне серийно подвешивали под бомбардировщики, тем самым обеспечивалась их переброска, вместе с авиадесантными частями. Даже применили их мы первыми - осенью 1941 года под Мценском.
В дальнейшем идея авиадесантного танка развивалась как раз с расчетом перевозки либо под брюхом самолета, либо внутри. Это была наиболее рациональная идея, правда, со своими минусами. Десантирование оставалось тонким местом, ибо технологии сброса еще не отработали, а без этого приходилось сажать самолет, что не очень удобно. Так что идеи "независимого" авиадесантного средства оставались на месте, как и летающие танки в целом. Так вот, очередной этап наркомании на эту тему случился в США. Там в середине 50-х годов стартовала программа ASTRON, в ходе которой отрабатывались и летающие танки. Местами видок у них был жутковатый, самым известным среди них стал проект Falcon. Впрочем, Falcon был ерундой по сравнению с тем, что в 1955 году предложил подполковник Роберт Ригг.
Collapse )

Неиссякаемый источник перманентной боли

По итогам кампании мая-июня 1940 года в руках немцах оказалось около 800 легких танков Renault R 35. С виду машина вроде ничего, правда, броня не столь и крепкая, как она казалась, да и с подвижностью беда (да и с вооружением тоже). Счастье немцев, впрочем, было недолгим. Не просто так французское пехотное командование искало альтернативные варианты по данному танку. Собственно, с продукцией Renault (точнее, ее бронетанковой частью) у немцев в принципе не особо задалось, и Panzerkampfwagen 35R 731(f) был типовым примером. На практике 800 танков - это все имевшиеся машины, в реальности же их оказалось куда меньше. На конец 1941 года числилось около 125 танков данного типа, что отражало реальность.
Еще в 1940 году немцы задумались насчет перспектив шасси Panzerkampfwagen 35R 731(f). В исходном виде как танк первой линии он не годился, ибо и пушки нет, и подвижности нет. В результате 6-й отдел Департамента Вооружений родил вполне разумную мысль о создании, на этой базе, истребителя танков. Таковая уже имелась - 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Pz.Kpfw.I (Sd.Kfz.101) ohne Turm, более известная как Panzerjäger I. Конверсия получилась вполне удачно, что показали и бои во Франции. Естественно, удачный опыт дал основания для того, чтобы сделать что-то подобное на базе Panzerkampfwagen 35R 731(f). Так появилась вот эта машина - 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), работы над которой начались в декабре 1940 года. Подрядчиком выступил Alkett, уже имевший опыт Panzerjäger I. По сути то же самое, но на французском шасси, и со спецификой, которая связана с французской базой. Например, боеукладку пришлось размещать в кормовой нише рубки, ибо более некуда. И так в боевом отделении, где изначально предполагалась одноместная башня, ютились двое камрадов.
Collapse )

Дружественный огонь

Дружественный огонь является, увы, довольно частым элементом боевых действий. Это и несогласованность действий подразделений на отдельном участке фронта, и новая матчасть, которую часто путали с вражескими танками. Иногда это могли быть и трофейные машины, которые, даже при наличии больших звезд (или крестов, в зависимости от стороны фронта), всё равно изредка подвергались дружественном у огню. Впрочем, бывали и случаи, когда ведение огня по своим был вполне целенаправленным. Те, кто играет в WoT, знают такой приём, как "поставить на гусельку". То есть выстрелить сокоманднику в гусеницу или ходовую часть, дабы он не сбежал с поля боя в нужный момент. Бывает, что просто сбивают гусеницу, дабы несчастного добил противник, но часто был свидетелем, когда только так можно заставить персонажа начать воевать, а не шляться по карте. Так вот, нашелся реальный случай "постановки на гуслю". Причем сделал это не танк, а пушка, а причина прозаичная. В "объяснительной" четко сказано, почему, и очень сложно обвинять расчет пушки во вредительстве. По сути единственный способ заставить самоходчиков не свалить на исходную, а воевать, и ведь помогло!
Collapse )

Личинка мега-сарая

В 50-е годы английская танковая промышленность не то, чтобы активно развивалась. Нет, производство-то как раз, по сравнению с первой половиной 40-х годов, пошло вверх, опять же, довели до ума Centuruion. Другой вопрос, что многие проекты так остались либо на бумаге, либо в виде деревянных макетов. Как раз такая судьба была у данной машины, первоначально носившей обозначение FV215. Его разработка началась в ноябре 1950 года силами FVRDE (Fighting Vehicles Research and Development Establishment, Черсти, графство Суррей). Предполагалось четыре варианта тяжелого истребителя танков на базе FV200. Тот вариант, что мы знаем - первый, то есть полностью забронированная боевая машина (фактически танк) с вращающейся на 360 градусов башней. Примерно в то же время начались работы над 183-мм пушкой L4, которая предполагалась для установки в этого бронированного монстра. По замыслу англичан, поражать этой штукой планировалось ИС-3 и некий новый тяжелый танк, который ждали после него (видимо, что-то про программу Объект 730 узнали). При этом мега-истребитель танков периодически изменялся. Как и его название - Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, и так далее. Вот таким он был в момент создания масштабного макета, примерно 1955 год. От полноразмерного макета, который появился позже, у него немало отличий. Это, в общем-то, норма, причем опытный образец также сильно отличался от полноразмерного макета. Согласно планам, в 1957 году предполагалось получить опытный образец FV215. Кстати, менялась не только сама машина, но и ее подрядчики. Сначала таковым была Morris, а в 1954 году контракт уехал Vickers-Armstrongs. Впрочем, и оружейному гиганту тоже не особо повезло. Деревянные макеты-то сделали, а вот дальше как бы всё. К 1957 году появились первые успешные образцы ракетного вооружения, которые получились проще, компактнее и дешевле мега-истребителя.
Collapse )

Долгоиграющая морская универсалка

Вообще-то Имперский Военный Музей в Даксфорде ориентирован, прежде всего, на авиационную тематику. Танки тут, впрочем, тоже есть, но увидеть морскую пушку немного странно. Но только не эту. 76-мм морское орудие Quick Firing 12-pdr 12-cwt было создано еще в 1893 году, когда самолетов-то еще не было, но прославилось как средство, в том числе, и борьбы с самолетами. Естественно, первоначально это была чисто морская пушка, которая ставилась на целую кучу разных кораблей. Но первый серьёзный перекос ее карьеры случился в англо-бурскую войну, когда некоторые 12-фунтовки поставили на коелсные лафеты и применяли как полевые орудия. А дальше пошло-поехало. В годы Первой мировой войны появилась чисто зенитная 12-фунтовка на колесном лафете, либо для установки на стационарные позиции. Дальше внедрили и варианты для береговой обороны. В общем, морское орудие внезапно оказалось по-настоящему универсальным. Пожалуй, это рекорд среди орудий, разве что авиационной пушки не соорудили, это уже чересчур. Тем не менее, основным вариантом оставалась морская пушка. В данном случае представлен вариант Quick Firing 12-pdr 12-cwt Mk.V. Он уже был универсальным, то есть с высоким углом максимального возвышения, что позволяло использовать орудия и для борьбы с воздушными целями. Что еще более удивительно, так это продолжительность производства. Вдумайтесь только: 12-фунтовка пошла в серию в 1894 году, а ее производство продолжалось и во время войны. Версии QF 12-pdr 12-cwt Mk.V выпустили почти 3,5 тысячи штук, при таких объемах нетрудно представить, на каком количестве кораблей она стояла. Одним словом, могучее орудие.
Collapse )

Промежуточный чех

В межвоенный период чехословацкие танки смогли существенно подмять рынок экспортного вооружения, во многом благодаря хорошему сочетанию боевых характеристик и цены. Естественно, случилось это не на пустом месте: те машины, что выпускались во второй половине 30-х годов, появились на базе танков, созданных ранее. В случае с боевыми машинами ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), образованной в 1930 году, стал легкий танк LT vz.34. Изначально машина носила индекс P-II. Согласно исходному проекту, датированному 1932 годом, предполагалось получить танк боевой массы 7,5 тонны, с экипажем из трёх человек. Вооружить машину планировалось двумя пулемётами и 47-мм пушкой Vickers. Рассмотрев проект, VTLU внёс в него свои коррективы. Вместо 47-мм пушки было принято решение использовать 37-мм противотанковую пушку A3, которую в тот момент проектировала Škoda. Вместо станковых пулемётов vz.24 было решено использовать менее громоздкие ZB vz.35. Изменённый проект как раз и был утверждён под обозначением P-II (Praha II). Далее индекс P утвердился за боевой техникой ČKD. Что же касается римской цифры II, то она означала классификацию машины. Окончательно классификацию утвердтили в 1934 году. Под категорией II подразумевались лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм). Появившаяся в 1934 году категория II-a обозначала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. За II-a началась драка между ČKD и Škoda, но это не помешало 19 апреля 1933 года подписать контракт о поставках в армию 50 танков P-II. 13 июля 1935 года чехословацкая армия официально приняла P-II на вооружение P-II под обозначением LT vz.34 (лёгкий танк образца 1934 года). Выпуск продолжался до 1936 года, всего эти машины оказались в составе трех танковых полков.
Следует отметить, что уже в 1936 году LT vz.34 выглядел устаревшей машиной, но ничего удивительного в этом нет. Создавался он еще в начале 30-х годов под руководством Алексея Сурина, ставшего главным танковым конструктором ČKD. Вместе с тем, LT vz.34 был прогрессивной разработкой, которая далее легла в основу дальнейших танков ČKD. Общая компоновка, башня, ряд других элементов - всё это можно легко увидеть на более поздних танках. Ну а у LT vz.34 боевая карьера не задалась. К марту 1939 года, когда эти танки оказались в руках немцев, они были им не интересны. Несколько машину уехали на выставки, конкретно этот стоял в Вене. Остальные оказались в учебных подразделениях. Танки из 3-го танкового полка (Мартин) достались словакам, но воевать на них они не решились. В 1944 году их пытались использовать по назначению, но техническое состояние оказалось неважным. В общем, типичная судьба "промежуточных" боевых машин.
Collapse )

"Так нечестно!"

У нас часто принято сокрушаться насчет того, что в начале войны зенитное прикрытие частей было слабым. Так-то оно отчасти и есть, но не совсем. Бывало по всякому, в иных случаях борьба с вражескими самолетами происходила по уставу, и вот тогда начинались жалобы. Вот как раз такую жалобу удалось захватить в начале 1942 года. Особенно подлыми были, судя по всему, советские кавалеристы, а также минометчики. Хотя и с немецкой стороны был весьма удивительный факт поражения советского самолета огнем из пистолета-пулемета. Даже интересно, какой это был самолет.
Collapse )

Лучшее из того, что есть

Сражение в Арденнах, известное также как "Битва за Выступ", стало местом по-настоящему крупного дебюта новинки американского танкостроения - истребителя танков GMC M36. Первые машины данного типа прибыли на фронт в начале осени 1944 года, а боевой дебют случился в октябре. Поначалу машин было столь мало, что их распределили побатарейно по трем дивизионам истребителей танков. К началу немецкого контрнаступления в Арденнах GMC M36 имелись уже в 6 дивизионах. Боевые действия показали, что новая самоходка имеет очевидное преимущество над предшественниками, не говоря уже о буксируемой артиллерии. Кроме того, к началу 1945 году был внедрён 90-мм бронебойный снаряд с бронебойным наконечником T33, который увеличил дистанцию поражения лба одних из главных визави, немецких средних танков Pz.Kpfw.Panther, а также истребителей танков Jagdpanther, до 1000 метров. При этом GMC M36, за счет высокой маневренности и наличия вращающейся башни, имела некоторое преимущество. Надо сказать, что при довольно высокой интенсивности применения безвозвратные потери оказались небольшими. Они не превышали 20-25 машин в месяц. При этом в январе 1945 года этих самоходок было уже 365 штук. Неудивительно, что в войсках требовали их как можно больше, ведь это был единственный на тот момент носитель 90-мм орудия M3.
Collapse )