Category: производство

Category was added automatically. Read all entries about "производство".

Производитель, который не смог

Согласно первоначальным планам, немецкая тяжелая самоходная артиллерийская установка Jagdpanther должна была выпускаться силами только одного завода - MIAG. Впрочем, хотения немцев быстро развеяла союзная бомбардировочная авиация, которая с завидной периодичностью бомбила данный завод. В общем, к осени 1944 года стало ясно, что придется расширять список заводов. В октябре подключили к выпуску берлинскую Maschinenfabrik Bahn Bedarf (MBA). По планам, первые 5 машин там сдавали в ноябре, 10 – в декабре, 20 – в январе 1945 года, 30 – в феврале, 45 – в марте, 60 – в апреле, 80 – в мае, 90 – в июне, а с июля завод выходил на ежемесячный выпуск 100 Jagdpanther. При этом MNH, еще один производитель, помогал лишь некоторое время, а дальше работала MBA. Только вот зря на это рассчитывали. На долю берлинского завода пришлось всего 48 машин, судя по фото, частично ему перекинули корпуса от Ausf.G1, еще с вырезами под два смотровых прибора механика-водителя.
Collapse )

Неиспользованный задел

Корпус немецкого сверхтяжелого танка Pz.Kpfw.Maus с серийным номером 351453, один из трех, которые были захвачены на складе завода Krupp в Эссене. В Эссен, помимо англичан, прибыли американские специалисты. Интересно, что в докладе американской команды технической разведки под командованием капитана Филдинга указываются 2 корпуса и 3 башни. Между тем, анализ фотографий чётко говорит о том, что и корпусов, и башен имелось по 3 штуки. На двух корпусах лежало две башни, включая башню 351452. Отдельно стояли корпус 351453 и ещё одна башня (судя по маркировке T4, это башня 351454). Как им это удалось, неизвестно, возможно, был захвачен склад с "Егермейстером", по крайней мере, некоторые выводы из сделанного отчета вызывают подобные подозрения. При этом летом 1945 года был сделан мощнейший отчет с кучей иллюстраций.
Collapse )

Редкий вид

В ноябре 1943 года Челябинский Кировский Завод начал выпуск тяжелых самоходных установок ИСУ-152. Довольно быстро темп их производства вырос: уже в декабре сдали 30 штук, в январе 1944 года 50, в феврале 75, а в марте - 150. Как раз март 1944 года стал пиковым месяцем. При этом поначалу поставщиком корпусов ИСУ-152 был завод №200, Челябинск. Челябинские корпуса легко отличить по длинным поручням, как раз как у этой машины. Уже с ноября 1943 года к работе по УСУ подключился УЗТМ. Поначалу там делали носовые части корпуса и бронировки системы, но уже с января 1944 года началась работа по переделке цехов под выпуск бронекорпусов ИС-152. Ведь на фоне увеличения производства корпусов для ИС-2 завод №200 в январе 1944 года сдал 70 комплектов корпусов и рубок для ИСУ-152, в феврале их было 56 штук, в марте 35 штук, а в апреле и вовсе ни одного. В конце концов УЗТМ, выпускавший корпуса ИСУ-152 с февраля 1944 года, стал их единственным производителем. Свердловские корпуса имели короткие поручни. Ныне ИСУ-152 с челябинскими корпусами огромная редкость, но минимум две такие машины выжили. Одна стоит в Пароле, Финляндия, а вторая - в Музее отечественной военной истории. Причем "финская" машина теми самыми поручнями.
Collapse )

"Пригорело в край"

В истории советского танкостроения имелись проекты, реализация которых выглядела весьма, скажем так, нестандартно. Именно это можно, в полной мере, говорить о тяжелом танке ИС-6, работа над которым началась и, в общем-то, закончилась скандалом. Вообще-то завод №100 должен был разрабатывать глубокую модернизацию ИС-2, но... 18 апреля 1944 года в ГБТУ КА отправилась жалоба от нового военного представителя на заводе гвардии инженер-полковника А. Вовка. В письме он сообщил о странных активностях на заводе. На заводе он обнаружил комнату, у входа которой была выставлена охрана. Нового военного представителя туда не пустили, мотивируя это тем, что внутрь можно попасть только с личного разрешения Ж.Я. Котина. На вопрос, что это за помещение, Котин ответил, что это его личная рабочая комната. А на самом деле там как раз втихую проектировался ИС-6. Уже потом выяснилось, что танк промежуточный, то есть на замену Объекта 701 он не тянет. Ну и дальше дело пошло плохо. Машина получилась откровенно сырой и не имеющей перспектив. Прошло меньше года, и снова письмо от Вовка. Про безобразия на заводе и ИС-6. Одним словом, данный танк имел судьбу в стиле "и жил грешно, и помер смешно".
Collapse )

Долгая послевоенная жизнь

6 ноября 1943 года на вооружение Красной Армии была принята самая массовая в истории тяжелая самоходная артиллерийская установка - ИСУ-152. Это была очень удачная для своего времени машина. Она не только имела мощное вооружение, но и вполне приличную броневую защиту. Всего с ноября 1943 по 1947 год было сдано 2815 ИСУ-152, из них 350 в 1945-47 годах сдал Кировский завод в Ленинграде. Вообще в 1945-49 годах создавались боевые машины, которые должны были сменить ИСУ-152, но дальше опытных экземпляров и макетов дело не продвинулось. То же самое случилось и в 50-е годы. В результате ИСУ-152 очень долго служила, проходя при этом несколько модернизаций. Наиболее простой и массовой стала ИСУ-152М. Внешне эти машины не сильно отличались от обычных ИСУ-152, главной задачей при модернизации было повышение надежности. Менялись катки и траки, мотор, изменялся "обвес", часть машин получило крышу рубки с люками от Т-10. Поскольку модернизацией занимались разные заводы, то и внешний вид ИСУ-152М отличался.
Collapse )

По другую сторону баррикад

По результатам многочисленных публикаций одного известного автора фантастических книг про танки вокруг такой машины, как Т-19, возник ореол машины, так и не получившей своей башни, при этом часто ее создателем именуется С.А. Гинзбург, якобы работавший то в ГКБ ОАТ, то на заводе "Большевик". Всё это слегка так не соответствует действительности, то есть является одним из многочисленных мифов. Во-первых, никакой нужды в новой башне не было в принципе, поскольку башня Т-18 третьей серии изначально создавалась с расчетом на возможность установки "37-мм пушки повышенной мощности", даже сохранились чертежи установки этой пушки, которая, впрочем, так туда и не попала (как и радиостанция, под которую городили кормовую нишу). Прорабатывалась не новая башня, а спаренная установка пушки и пулемета, а это две большие разницы. Зато на опытный образец не попал курсовой пулемет, который, по проекту, как раз был. Кроме того, Т-19, судя по переписке и обсуждению эскизного проекта, должен был получить возможность плавать, для чего ставились поплавки. Эту идею подрезали на Großtraktor, который Гинзбург как раз видел. Ну и самое главное - роль Гинзбурга в программе Т-19.
Collapse )

Экраны с вариантами

Когда в конце 1941 года повторно возникла идея устанавливать на Т-34 экраны, едва ли не главной движущей силой в этом направлении стал завод №112. По крайней мере, как раз сормовские чертежи экранировки мелькают в переписке по ГАБТУ КА. Запустили программу экранов в феврале, и во всё том же феврале она и закончилась. А вот дальше могут быть вариант, как и вот в этом случае. Да, попадаются танки с явно использованными корпусами или башнями, которые взяли из задела. Но вот в данном случае, скорее всего, дело совсем не в заделе. На экраны похоже, но на самом деле это, скорее всего, результат заделки трещин, которые действительно похожи на дополнительную броню. Может даже они и сработают как допброня, если снаряд попадет не в район трещины, но вообще поставлены они совсем не для того. Вообще для завода №112 трещины были огромной головной болью, это касалось как башен, так и корпусов, особенно верхней лобовой детали.
Collapse )

Великий и могучий

Телевизионщики местами жгут напалмом ничуть не меньше, чем их газетно-журнально-интернетные коллеги по цеху. На этой неделе отличился канал РБК. В общем-то вроде ничего такого, но на самом деле звучит термоядерно.
Collapse )

Перспективный шнобель

Одним из танков, чьи боевые характеристики явно переоценивают, оказался ИС-6. Данный танк иногда считается чуть ли не новым словом в советском танкостроении, но на самом деле это не совсем так. Да, в нем реализовали новые идеи, прежде всего что касается рациональных углов наклона брони, но в реальности танк получился не совсем чтобы новым словом. К тому же его продолжали улучшать. Во второй половине ноября 1944 года ОКБ завода №100 разработало модернизированный вариант Объекта 252. В нём реализовали новую носовую часть корпуса, разработанную В.И. Таротько. За характерную форму она получила прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. Строить его, впрочем, не стали. Испытания "обычного" ИС-6 показали, что ходовая часть танка крайне ненадежная. За 825 км пути из строя вышло 14 опорных катков, средняя долговечность катка не превышала 200-300 км. В связи с этим ОКБ завода №100 разработало усиленный каток, впрочем, и он, судя по всему, не стал финальным вариантом решения проблемы. Ещё одной серьёзной проблемой стала работа генератора ВГ-50. Имелись и нарекания к генератору постоянного тока К-73. Ёмкости топливных баков (480 л) хватало лишь на 100-120 км пробега. В общем, ИС-6 стал тупиковым путем развития отечественного танкостроения.
Collapse )

Как хочешь, так и понимай

Как я уже недавно писал, одним из источников различных домыслов и неточностей, связанных с советским танкостроением военного периода, являются сводные отчеты заводов за годы войны. Часть из них была написана в духе "мы пахале", и когда эти отчеты включали в себя сразу несколько заводов (а на УЗТМ такое было в 1942 году), получалось грустно и смешно. Это особенно касалось самоходной артиллерии, в том числе тяжелой. Одним из таких невезучих аппаратов стал проект тяжелой самоходной установки У-19. Общее описание установки было закончено в мае, а чертежи — в июне 1942 года. Эскизный проект У-19 отправился в адрес ГАУ и ГАБТУ 12 августа 1942 года. Руководил работами по поистине хтоничному аппарату Л.И. Горлицкий, но в итоге военные, посмотрев на чудовище, которое сами и заказали, перекрестились и постарались быстро о существовании У-19 забыть. Это я к чему: в отчете У-19 за годы войны про Горлицкого вообще забыли, с датами разработки тоже нелады, ну и в целом написано на отвали. В результате исследователям в те времена, когда было открыто не всё, приходилось ломать голову, что относится к чему. Ибо есть текст, есть пара иллюстраций с чем-то явно калибра 203 мм. Красноярскому самородку, который продолжает кукарек про "всё давно написано", снова пламенный превед.
Collapse )